г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Идентификация направлений институциональных изменений в сфере российского высшего образования

Идентификация направлений институциональных изменений в сфере российского высшего образования

Вопросы регулирования экономики, , Том 6 (номер 2),

В статье проанализированы особенности институциональных изменений в сфере российского высшего образования. Институциональная среда в исследуемой сфере является динамичной, скорость изменений высока, делиберативный процесс усложняется и затрудняется, вследствие чего, взаимодействия среди акторов зачастую могут быть охарактеризованы как «спонтанные». В работе произведена попытка идентифицировать релевантные институты, механизмы регулирования, а также неформальные нормы и практики, оказывающие влияние на формирование поведенческих моделей у акторов. В связи с этим актуализируются качественные интерпретативные методы анализа. На данном этапе исследования, наряду с включенным наблюдением, используется метод анкетирования как вспомогательный и предшествующий этапу проведения исследовательских полуструктурированных интервью.


Ключевые слова: институциональные изменения; институты; высшее образование; качественные методы

Список литературы:
  •  Бергер П. и Лукман Т. (1995). Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум.
  • Богданова И. Н. (2013). Студенчество современной России: на пути к постматериалистическим ценностям? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, № 3 (29). Ч. II.
  • Болонья глазами студентов и аспирантов (2007). Отчет о проведении исследования. ГУ Высшая школа экономики. (http://window.edu.ru/resource/902/61902/files/52291.pdf#page=4&zoom=auto,-66,313 - Дата обращения: 27.07.2015).
  • Вольчик В. В. и Бережной И. В. (2009). Иерархия и комплементарность институтов в рамках хозяйственного порядка // Terra Economicus, Т. 7, № 2, с. 65-73.
  • Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность (2011).
  • Доклад ВЦИОМ. Москва. (http://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2011/2011-12-14-obrazovanie.pdf).
  • Ефимов В. М. (2011a). Дискурсивный анализ в экономике: пересмотр методологии и истории экономической науки (часть 1) // Экономическая социология. Т. 12, № 3, с. 15-53.
  • Ефимов В. М. (2011б). Дискурсивный анализ в экономике: пересмотр методологии и истории экономической науки (часть 2) // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), Т. 2, № 3, с. 5-79.
  • Зубок Ю. А. и Чупров В. И. (2013). Социокультурный механизмформирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования, № 1, c. 78-90.
  • Камалеева А. Р. Грузкова С. Ю. и Русскова О. Б. (2014). Диагностический инструментарий оценивания результатов обучения в системе профессионального образования // Вестник ТГПУ, № 11 (152), c. 134-139.
  • Камалеева А. Р. и Маряшина И. В. (2011). Использование рейтинговой системы контроля и оценки знаний, умений, навыков и компетенций для повышения качества обученности учащейся молодежи (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла) [колл.мон.]. Казань: ТГГТУ.
  • Квале С. (2009). Исследовательское интервью. М.: Смысл.
  • Макарова М. Н. и Федорова О. Г. (2013). Оценка балльно-рейтинговой системы студентами и преподавателями УдГУ (результаты социологического исследования) // Вестник УдГУ, Вып. № 1, c. 17-22.
  • Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: «Начала».
  • Норт Д. (2010). Понимание процесса экономических изменений. М.: ГУ ВШЭ.
  • Попов Д. П. (2011). Реформа высшего образования глазами преподавателей и студентов уральских ВУЗов: социологический опрос // Вопросы управления, № 2.
  • Резерфорд М. (2012). Полевые, тайные и включенные наблюдатели в американской экономике труда: 1900-1930 годы // Terra Economicus, Т. 10, № 4, с. 91-106.
  • Тамбовцев В. (2014). Экономическая теория неформальных институтов. М.: РГ-Пресс.
  • Хагуров Т. А. (2013). Реформа образования глазами учителей и преподавателей: опыт социологического исследования. М.-Краснодар: Парабеллум.
  • Филоненко В. И. и Филоненко Ю. В. (2013). Гендерные траектории поведения студентов: особенности и тенденции // Философия права, № 3 (58), c. 61-68.
  • Acemoglu D. and Robinson, J. (2012). The Origins of Power, Prosperity, and Poverty: Why Nations Fail. NY: Crown Business.
  • Commons J. R. (1931). Institutional Economics // The American Economic Review, vol. 21, no. 4, pp. 648–657.
  • Eggertsson Т. (2005). Imperfect Institutions: Possibilities and Limits of Reform. MI: The University of Michigan Press.
  • Herrmann-Pillath C. (2006). Endogenous regionalism // Journal of Institutional Economics, vol. 2, no. 3, pp. 297-318. Doi:10.1017/s1744137406000427.
  • Kingston C. and Caballero, G. (2009). Comparing theories of institutional change // Journal of Institutional Economics, vol. 5, no. 2, pp. 151-180.
  • Krug B. and Hendrischke H. (2010). Market design in Chinese market places // Asia Pacific Journal of Management, vol. 29, no. 3, pp. 525–546. Doi: 10.1007/s10490-010-9225-5.
  • Meyer J. W. and Rowan B. (1977). Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony // The American Journal of Sociology, vol. 83, no. 2, pp. 340–363.
  • Samuels W. J. (1995). The present state of institutional economics // Cambridge Journal of Economics, vol. 19, no. 4, pp. 569-590.
  • Williamson O. E. (2000). The New Institutional Economics: Taking stock, Looking ahead // Journal of economic literature, vol. XXXVIII, September, pp. 595-613.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429