г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России

Вопросы регулирования экономики, , Том 6 (номер 3),

Основная направленность статьи – попытка дать оценку тому, насколько сильно санкции в совокупности с падением цен на нефть ударили по обычным российским потребителям. В данной статье приводится обзор введенных Евросоюзом, США и другими странами санкций (запрет крупным организациям России привлекать иностранный капитал Евросоюза и США). Бремя экономических санкций против России для рядового потребителя показывается на изменении цен на продовольственные и непроизводственные товары. Рассматриваются результаты импортозамещения – балансы товарных потребительских товаров в 1 квартале 2015 г. по сравнению с 1 кварталом 2014 г. Динамика спроса на электронные товары в статье рассматривается на примере влияния изменения цен популярными в России фирмами (Apple, Sony и т.д.) на объем продаж. Рост цен на электронные товары компании Apple привел к парадоксу Гиффена в конце 2014 г., чем выше цена – тем больше объем продаж. Это связано с тем, что российские потребителя боялись еще большего подорожания товара и опасались потерять товар, который стал для многих из них предметом первой необходимости. Анализируется авторынок России. Автокредитование в 1 квартале 2015 г. по сравнению с 1 кварталом 2014 г. сократилось в 4 раза, объем продаж упал в 2 раза, импорт автомобилей из заграницы упал почти в 2 раза. Экономический кризис сильно ударил по туризму. Стоимость поездки за границу выросла на 50% и более. Изменились основные потоки – сильно увеличился внутренний туризм вообще и на юге России в особенности. Особенно сильно пострадал малый бизнес. Если в 2013 году в России было открыто 490,7 тыс. юр. лиц, а закрыто 419 тыс., то за 11 месяцев 2014 года открылось 417,5 тыс. юр. лиц, а закрылось 483,6 тыс. Это означает, что если в 2013 г. открывалось на 70 тыс. юр. лиц больше, то в 2014 г. почти на 70 тыс. юр. лиц закрывалось больше, чем открывалось. Цифры свидетельствуют о том, что число желающих продать свой бизнес в 2014 году увеличилось в разы. В Москве, например, в 2014 году было подано в 14,5 раза больше объявлений о продажах бизнеса, чем в 2013-м, в Московской области – в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге – в 15,8 раза, в Краснодарском крае – в 11,1 раза. В статье анализируются изменения общих макроэкономических показателей в России за 2014-2015 г., иллюстрируется сдвигами в модели AD-AS. В статье рассматриваются два прогноза ближайшего развития событий с точки зрения рядового потребителя: оптимистичный (смягчение объема и интенсивности санкций) и пессимистичный (усиление санкций, включающее остановку работы систем Visa и MasterCard в РФ, отключение российской банковской системы от SWIFT и т.д.).


Ключевые слова: поведение потребителя; экономический кризис; экономические санкции; Россия; потребительская корзина; парадокс Гиффена.

Список литературы:
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429