г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Институты и организации сферы высшего образования (на примере Ростовской области)

Институты и организации сферы высшего образования (на примере Ростовской области)

Вопросы регулирования экономики, , Том 6 (номер 4),

В статье рассмотрена трансформация институциональной и организационной структуры высшего образования Ростовской области. Изучено экономическое поведение ключевых акторов на рынке образовательных услуг высшего образования в контексте их адаптации к институциональным и организационным изменениям. Взаимодействие институтов и организаций представлено с точки зрения оригинальной институциональной экономики, в русле подходов Дж. Коммонса и Дж. Ходжсона. Эволюция высшего образования в Ростовской области рассмотрена в контексте общероссийских тенденций. В процессе эволюции институциональной и организационной структуры высшего образования выделены три этапа, различающиеся динамикой количественных показателей и разнонаправленными изменениями правил, регулирующих поведение основных акторов в сфере высшего образования. Период с 1990 г. по 2002 г. можно охарактеризовать ослаблением регламентации и значения государственного финансирования, появлением частного высшего образования, платного обучения. Данные институциональные изменения привели не только к количественному росту в данной сфере, но и девальвации высшего образования. «Пузырь высшего образования», образовавшийся в 2002-2008 гг., был сформирован во многом за счет разрастания доли заочного и некачественного очного образования, ориентированного на получение лишь документов об образовании. В период «формирования пузыря» и в последующий период спада на рынке услуг высшего образования происходило усиление регламентации образовательной деятельности. «Оптимизация» сферы высшего образования в 2009-2015 гг. выразилась в сокращении количества студентов, преподавателей, числа вузов и филиалов.


Ключевые слова: институциональные изменения; институты и организации; рынок образовательных услуг высшего образования; институциональная экономика

Список литературы:
  •  Артур Б. (2003). Индуктивное мышление и ограниченная рациональность // Экономический вестник Ростовского государственного университета, Т. 1, № 3, с. 53-61.
  • Балацкий Е. В. (2005). Диссертационная ловушка // Свободная мысль-XXI, № 2, с. 92-104.
  • Балацкий Е. В. (2014a). Как из высшего образования в России раздули пузырь // Проблемы управления в социальных системах, Т. 11, № 7, с. 56-82.
  • Балацкий Е. В. (2014б). Материальное стимулирование и международная конкурентоспособность российских вузов // Общество и экономика, № 6, с. 174-184.
  • Балацкий Е. В. (2014в). Как из высшего образования в России раздули пузырь // Капитал страны. 14 ноября 2014. (http://kapital-rus.ru/articles/article/266318 - Дата обращения: 24.03.2015).
  • Барбер М., Доннелли К. и Ризви С. (2013). Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования, № 3, с. 152-229.
  • Вольчик В. В. (2008). Эволюция институтов постиндустриальной экономики в контексте дихотомии Веблена // TERRA ECONOMICUS, Т. 6, № 2, с. 53-65.
  • Вольчик В. В. (2013). Реформирование российской системы высшего образования: роль мифов и институтов // TERRA ECONOMICUS, Т. 11, № 2, с. 94-103.
  • Вольчик В. В. и Зотова Т. А. (2011). Адаптивная рациональность и экономическое поведение в эволюционном контексте // TERRA ECONOMICUS, Т. 9, № 4, с. 54-64.
  • Вольчик В. В. и Кривошеева-Медянцева Д. Д. (2015). Исследование институциональной структуры сферы образования: основные концепты и теоретические рамки // TERRA ECONOMICUS, Т. 13, № 2, с. 131-142.
  • Замошникова Н. Н. (2015). Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации с 1990 по 2015 годы: взгляд из региона // Учёные записки Забайкальского государственного университета, Т. 63, № 4, с. 99-108.
  • Индикаторы науки-2009: стат. сб. Москва: ГУ-ВШЭ, 2009.
  • Интервью с Рональдом Коузом на учредительной конференции Международного общества новой институциональной экономики в Сент Луисе, 17 сентября 1997 г. (1999). // Квартальный бюллетень Клуба экономистов, Вып. 1, № 4.
  • Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования
  • 2015 года. Ростовская область. (http://indicators.miccedu.ru/monitoring/material.php?type=2&id=10703 – Дата обращения: 30.11.2015).
  • Коммонс Дж. (2012). Институциональная экономика // TERRA ECONOMICUS, Т. 10, № 3, с. 69-76.
  • Мещангина Е. И. (2013). Реформы в системе высшего образования (1990-2000 гг.) // Теория и практика общественного развития, № 1, с. 236-238.
  • Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Москва: «Начала».
  • О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР. Справочник менеджера по образованию. Т. 1. Москва, 1995.
  • Основные направления перестройки высшего и среднего профессионального образования в стране. Москва, 1992.
  • Полтерович В. М. (1999). Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы, Т. 35, Вып. 2, с. 3-20.
  • Программа реформирования и развития системы образования РФ в условиях углубления социально-экономических реформ. (1992). (http://old.gnpbu.ru/downloads/dneprov/Dneprov_Programma%20reformirovania_!.pdf –Дата обращения: 13.12.2015).
  • Райнерт Э. С. (2011). Как богатые страны стали богатыми, и почему бедныестраны остаются бедными. Москва: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики.
  • Реестр лицензий на образовательную деятельность, выданных Рособрнадзором. (http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/licensing/search_lic/ - Дата обращения: 24.10.2015).
  • Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. (http://accredreestr.obrnadzor.gov.ru/ – Дата обращения: 24.10.2015).
  • Рейтинг вузов мира U.S.News (2015). (http://www.educationindex.ru/article_ranking-usnews-2015.aspx - Дата обращения: 13.12.2015).
  • Росстат. (1996). Российский статистический ежегодник. 1996: Стат.сб. М.: Госкомстат России.
  • Росстат. (1999a). Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т.1. Москва: Госкомстат России.
  • Росстат. (1999б). Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т.2. Москва: Госкомстат России.
  • Росстат. (2002). Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. Москва: Госкомстат России.
  • Росстат. (2012). Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. Москва: Росстат.
  • Росстат. (2014a). Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991–2013 гг. (приложение к сборнику «Российский статистический ежегодник. 2014»). (http://www.gks.ru/free_doc/doc_2014/year/pril_year14.xls – Дата обращения: 29.11.2015).
  • Росстат. (2014б). Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. Москва: Росстат.
  • Росстат. (2015). Демографическая база данных. (http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi – Дата обращения: 29.11.2015).
  • Ростовстат. (2012). Ростовская область в цифрах 2011: Стат.сб. Ростов-на-Дону: Ростовстат.
  • Ростовстат. (2014). Ростовская область в цифрах 2013: Стат.сб. Ростов-на-Дону: Ростовстат.
  • Ростовстат. (2015). Образовательные организации высшего профессионального образования (http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statistics/sphere/ – Дата обращения: 02.11.2015).
  • Сапир Ж. (2001). К экономической теории неоднородных систем. Москва: Изд. дом ГУ-ВШЭ.
  • Старцев Б. Ю. (2012). Хроники образовательной политики: 1991–2011. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики.
  • Сухарев О. С. (2014). Теория дисфункции экономических систем и институтов. Москва: ЛЕНАНД.
  • Федеральная программа развития образования. Приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ. (2000). (http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/51_fz_pril.htm – Дата обращения: 13.12.2015).
  • Фуруботн Э. Г. и Рихтер Р. (2005). Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории. Санкт-Петербург: Издательский Дом Санкт-Петербургского государственного университета.
  • Ходжсон Дж. (2007). Что такое институты? // Вопросы экономики, № 8, с. 28-48.
  • DonNews. (2015). Рособрнадзор лишил Ростовский институт иностранных языков лицензии. И оштрафовал на 2 тысячи рублей. (http://www.donnews.ru/Rosobrnadzor-lishil-Rostovskiy-institut-inostrannyh-yazykov-litsenzii_22281 – Дата обращения: 07.12.2015).
  • Graham C. R., Woodfield W. and Harrison J. B. (2013). A framework for institutional adoption and implementation of blended learning in higher education // TheInternet and Higher Education, vol. 18, no. 3, pp. 4-14. (doi:10.1016/j.iheduc.2012.09.003).
  • Hoover E. and Harder M. K. (2015). What lies beneath the surface? The hidden complexities of organizational change for sustainability in higher education // Journal of Cleaner Production, vol. 106, pp. 175-188. (doi:10.1016/j.jclepro.2014.01.081).
  • Landini F. (2013). Institutional change and information production // Journal of Institutional Economics, vol. 9, issue 3, pp. 257-284 (doi:10.1017/S1744137413000064).
  • OECD (2014). Education at a glance: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing.
  • ShanghaiRanking Consultancy. (2015). Академический рейтинг университетов мира 2015 (http://www.shanghairanking.com/ru/ARWU2015.html – Дата обращения: 28.11.2015).
  • Top Universities. (2015). Southern Federal University (http://www.topuniversities.com/universities/southern-federal-university#wur – Дата обращения: 28.11.2015).
  • The World Bank Group. World DataBank. Education Statistics - All Indicators (http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=Education%20Statistics&preview=off# – Дата обращения: 29.11.2015).
  • U.S. News. (2015). Best Global Universities Rankings (http://www.usnews.com/education/best-global-universities/rankings – Дата обращения: 28.11.2015).
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Онлайн ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429