г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Исследования семейного бизнеса в России: подходы к определению и концептуальные особенности

Исследования семейного бизнеса в России: подходы к определению и концептуальные особенности

Вопросы регулирования экономики, , Том 6 (номер 4),

Представлен обзор российских исследований, посвященных проблематике семейного бизнеса. Определены основные тренды и направления исследований. Описан эволюционный процесс развития категории «семейный бизнес» в российской научной среде: от первоначальной трактовки семейного предприятия как бизнеса главы семьи, в который вовлечены его родственники, до передаваемого по наследству семейного актива. Выявлена специфика концептуальных подходов к исследованию феномена семейного бизнеса, разработанных российскими авторами. Определены сходства и отличия исследовательских тематик, используемых методологических подходов и методического инструментария в российских и западных исследованиях семейного бизнеса. Сделаны выводы о повышении научного и практического интереса российских исследователей к проблеме институционализации механизмов преемственности семейного бизнеса и построения эффективной организационной культуры в семейных компаниях.


Ключевые слова: семейный бизнес; ценности семейных фирм; организационная культура семейных фирм; наследование бизнеса

Список литературы:
  • Бархатова Н. М. (1999). Семейный бизнес и семьи в бизнесе // ЭКО, № 2. (http://ecotrends.ru/subscribe/1841-2014-03-06-10-13-03 - Дата обращения: 25.10.2015).
  • Волков Д. А. (2011). Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса // Российское предпринимательство, Вып. 2, с. 11-16.
  • Исследование владельцев капиталов России (2015). М.: Центр управления благосостоянием и филантропии. Московская школа управления Сколково.
  • Календжян С. О. и Волков Д. А. (2011). Развитие семейного предпринимательства в России // Экономическая политика, № 5, с. 148-154.
  • Королев В. А. (2007). Российский собственник на 20 летнем горизонте: структура собственности, роль семьи и корпоративное управление // Российский журнал менеджмента, № 5 (3), с. 145–174.
  • Черницкий А. (2007). Семейный бизнес, или как работается с родственниками // Наша власть. Дела и лица, Вып. 6. (http://nashavlast.ru/article_description/64/223.html - Дата обращения: 25.10.2015).
  • Черницкий А. (2008). Семья и бизнес: у «них» и у «нас» // Справочник по управлению персоналом, № 1. (http://www.pro-personal.ru/journal/268/7535/?print=Y&sphrase_ id=871548 - Дата обращения: 25.10.2015).
  • Anderson R. C. and Reeb D. M. (2003). Founding-family ownership and firm performance: Evidence from the S&P 500 // Journal of Finance, no. 58, pp. 1301–1328.
  • Beehr T., Drexler J. A. and Faulkner S. (1997). Working in small family businesses: Empirical comparisons to non-family businesses // Journal of Organizational Behavior, no. 18(3), pp. 297–312.
  • Chua J. H., Chrisman J. J. and Sharma P. (1999). Defining the family business by behavior // Entrepreneurship Theory and Practice, vol. 23, no. 12, pp. 19-40.
  • Daily C. M. and Dollinger M. J. (1992). An empirical examination of ownership structure in family and professionally managed firms // Family Business Review, no. 5(2),pp. 117–136.
  • Duh M., Belak J. and Milfelner B. (2010). Core Values, Culture and Ethical Climate as Constitutional Elements of Ethical Behaviour: Exploring Differences Between Family and Non-Family Enterprises // Journal of Business Ethics, no. 97, pp. 473–489.
  • Dyer W. G. Jr. (2003). The Family: The Missing Variable in Organizational Research // Entrepreneurship Theory and Practice, no. 27(4), pp. 401–416.
  • Kelly L. M., Athanassiou N. and Crittenden W. F. (2000). Founder Centrality and Strategic Behavior in the Family-Owned Firm // Entrepreneurship Theory and Practice, no. 25(2), pp. 27–42.
  • Kets de Vries M. (1993). The Dynamics of Family Controlled Firms: The Good and the Bad News // Organizational Dynamics, no. 21(3), pp. 59–71.
  • Mandl I. (2008). Overview of Family Business Relevant Issues. Final Report, Austrian Institute for SME Research, Vienna. (http://ec.europa.eu/enterprise/entrepreneurship/craft/family_business/family_business_en.htm - Дата обращения: 25.10.2015).
  • Miller N., Fitzgerald M., Winter M. and Paul J. (1999). Exploring the overlap of family and business demands: Household and family business managers’ adjustment strategies // Family Business Review, no. 12, pp. 253–268.
  • Tanewski G. A., Prajogo D. and Sohal A. (2003). Strategic orientation and innovation performance between family and non-family firms. Presented at the World Conference of the International Council of Small Business. Monash University.
  • Vallejo M. C. (2008). Is the Culture of Family Firms Really Different? A Value-Based Model for Its Survival through Generations // Journal of Business Ethics, no. 81 (2), pp. 261–279.
  • Poutziouris P. Z., Smyrnios K. X. and Klein S. B. (2006). Handbook of research on family business. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Онлайн ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429