От «провалов рынка» к «провалам государства»: еще раз к вопросу о социальной справедливости в экономике
Белокрылова Ольга Спиридоновна доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Вахтина Маргарита Анатольевна доктор экономических наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2016, Том 7 (номер 2),
Принципы социальной справедливости не относятся только к области морали, их практическое воплощение в экономике и социальной сфере определяет содержание и конфигурацию институциональной системы. Обеспечение равенства возможностей, инвестиции в человеческий капитал, устранение диспропорций в распределении в направлении большего соответствия частных и общественных прибылей играют решающую роль в нейтрализации «провалов рынка». В статье показано, что действия рыночных сил в современной России недостаточно сбалансированы действиями государственных институтов по сдерживанию избыточного неравенства, созданию конкурентной среды и противодействию рентоориентированному поведению отдельных игроков. В стране сложился неоправданно высокий уровень дифференциации населения по доходам, на формирование которого влияет институциональная среда, происходит процесс институционализации бедности. В статье приведены соответствующие количественные оценки и межстрановые сопоставления, подтверждающие этот вывод. Это позволяет вести речь о «провалах государства» и признаках «нормативного захвата» в современной России. В статье делается вывод, что нельзя допускать такой ситуации, когда институциональные и рыночные механизмы совместно работают на ограничение равных возможностей и увеличение различий в уровне доходов и богатства. Необходимы согласованные действия по изменению сложившегося положения, которые могут обеспечить минимизацию провалов государства. Эти действия находятся в ракурсе вопроса о восстановлении социальной справедливости.
Этические факторы повышения социального капитала в России
Нуреев Рустем Махмутович доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, ординарный профессор НИУ ВШЭ, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Нифаева Ольга Владимировна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, Брянский государственный технический университет, г. Брянск, докторант кафедры экономической теории, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2016, Том 7 (номер 2),
Рассмотрена авторская трактовка социального капитала как институционально-этической категории, определяемой структурой морально-нравственных качеств экономических субъектов. Показано, что уровень социального капитала напрямую зависит от степени распространения в обществе таких качеств экономических субъектов, как честность, справедливость, ответственность, гуманность, патриотизм. Несмотря на то, что уровень социального капитала в настоящее время оценивается с помощью качественных (анкетных, экспертных) методов, можно выявить его влияние на конкретные экономические показатели. Для анализа зависимости элементов социального капитала и других показателей социально- экономического развития авторы использовали данные российской официальной статистики, международных организаций и результаты социологических опросов. При этом, учитывая преимущества и недостатки корреляционно-регрессионного анализа и в целом математических методов в экономике, авторы ставили задачу не построения многофакторной модели зависимости экономических и неэкономических показателей, а подтверждения их тесной связи с целью обоснования необходимости совершенствования государственной социально-экономической политики посредством учета влияния институционально-этических факторов, которые долгое время рассматривались вне «чистой» экономической науки. Ключевыми факторами повышения социального капитала являются честность, доверие, справедливость, однако их уровень в России остается крайне низким, что обусловлено культурно-историческими особенностями развития страны и подтверждается статистикой экономической преступности и теневой экономики. Большое внимание также уделено социальной ответственности и патриотизму, приобретающим особое значение в современных геополитических условиях и интегрируемым в понятии национальной экономической ответственности.
Социальный контроль в сфере качества пищевых продуктов в России: теория и практика саморегуляции
Капогузов Евгений Алексеевич доктор экономических наук, доцент, Зав. кафедрой экономической теории и предпринимательства, ФГБОУ ВПО ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Чупин Роман Игоревич кандидат социологических наук, научный сотрудник, ИЭОПП СО РАН, г. Новосибирск, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2016, Том 7 (номер 2),
Статья посвящена трансформации механизма контроля качества пищевых продуктов в России. Показано, что следованием общемировым тенденциям дерегулирования в России была сделана попытка перейти от государственного механизма регулирования к саморегулированию. Предполагалось, что организации саморегулирования и общества защиты прав потребителей создают основу механизма социального контроля: они содействуют стандартизации, выступают в защиту интересов потребителей и добросовестных производителей, организуют программы добровольной сертификации. Вместе с тем, по факту, в условиях асимметрии информации и слабости негосударственных механизмов возник провал в системе обеспечения качества. Авторами объясняется данная ситуация с позиций институционального подхода и даются нормативные рекомендации в части повышения результативности системы регулирования в России. Также в работе представлена субъектно-функциональная схема, отображающая механизм социального контроля качества пищевых продуктов.
Механизмы поддержки частного предпринимательства в системе государственного капитализма
Богоутдинов Борис Борисович кандидат экономических наук, руководитель, ООО «Консалтинговая компания «2Б Диалог», г. Москва, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2016, Том 7 (номер 2),
Основными проблемами развития института частного предпринимательства в России являются неэффективность мер поддержки государства и отсутствие компетенций у самих предпринимателей. В настоящей статье автор анализирует действующие механизмы развития малого и среднего бизнеса, которые при эффективной реализации предвещают увеличение доли самозанятых граждан, налоговых поступлений в бюджет и улучшение качества жизни. Целью статьи является выработка прикладных методов и механизмов для развития института предпринимательства, перед которым стоит задача формирования современного высокоразвитого общества. Рассмотрены механизмы поддержки малых предпринимателей Китая, а также проблемы механизмов поисковых фондов и миттельштанд. Практическая значимость заключается в анализе действующих механизмов поддержки малого и среднего бизнеса с целью выработки новых механизмов трансформации российской экономики.
Методические подходы и математический инструментарий исследования степеней соответствия обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам и последним требованиям Болонского процесса
Куижева Саида Казбековна кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и системного анализа инженерно-экономического факультета, ректор, Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Федосова Татьяна Викторовна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия Института управления в экономических, экологических и социальных системах, Южный федеральный университет, г. Таганрог, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2016, Том 7 (номер 2),
В статье предложен инструментарно-методический подход к решению проблемы соответствия обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, а также проблемы соответствия российских стандартов основным требованиям Болонского соглашения. Инструментарий для решения обеих поставленных задач основывается на положениях теории распознавания образов. Приведена графическая иллюстрация, и дан математический аппарат построения признакового пространства в целях моделирования степени принадлежности объекта к выделенному классу. Для обучающегося некоторого заданного уровня обучения в этом пространстве указываются эталонные значения, которые он должен достичь, аналогично сравнивается образовательный стандарт с требованиями Болонского процесса. Предложено методическое обеспечение исследования соответствия федеральных государственных образовательных стандартов Болонскому процессу, включающее проверку на полноту, анализ непротиворечивости друг другу и иным законодательным актам, проверку вписанности образовательных стандартов в принятые международные образовательные системы (Болонский процесс) по качеству и содержанию. Разработаны мероприятия проведения сопоставительного анализа действующих образовательных стандартов.
Роль национальных кластеров в развитии глобальных цепочек стоимости
Островская Елена Яковлевна кандидат экономических наук, доцент департамента мировой экономики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Мануйлов Илья Андреевич ассистент департамента мировой экономики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2016, Том 7 (номер 2),
В современной экономической литературе как в России, так и за рубежом встречается множество публикаций, посвященных как инновационному развитию кластеров, так и развитию глобальных цепочек стоимости (ГЦС). Однако по-прежнему за пределами исследования остаются возможности взаимодействия этих двух структур. Каковы особенности и механизмы их взаимодействия? Могут ли кластеры стимулировать встраивание компаний в ГЦС? Способствуют ли они росту конкурентоспособности участвующих фирм и стран? Это лишь немногие из тех вопросов, на которые предпринимается попытка ответить в представленной статье. Эффективность включения в ГЦС зависит в большой степени как от типа встраиваемого кластера, так и от формы управления отдельными звеньями внутри цепи. В этой связи, для объяснения процессов взаимодействия между компаниями предлагается институциональный подход, где особое место занимают вопросы морального риска в условиях множественности целей, эффекта колеи, а также формирования долгосрочных отношенческих контрактов между агентами. Таким образом, благодаря комплексному изучению мотивов глобальных поставщиков и покупателей, даются некоторые рекомендации по использованию кластеров и ГЦС для повышения конкурентоспособности стран.
Факторы государственных закупок: оценка влияния в рамках международных сопоставлений
Мельников Владимир Васильевич кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Усманов Тимур Бахрамович магистр экономики, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Щеколдин Владислав Юрьевич кандидат технических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2016, Том 7 (номер 2),
В XX веке известна тенденция к расширению применения инструментов государственного регулирования и росту масштабов государственного сектора экономики. Статистически это характеризуется увеличением показателя государственных расходов и закупок продукции для общественных нужд. Удивительным является тот факт, что значительно отличающиеся друг от друга с точки зрения сформировавшейся институциональной среды страны отражают одинаковые тенденции к поддержанию масштабов рынка правительственных закупок. Анализ факторов, оказывающих влияние на закупки для общественных нужд, позволяет выявлять причины заинтересованности правительств в расширении масштабов государственного вмешательства в экономику и применения данного инструмента при разработке экономической политики.
В статье анализируется влияние на объемы правительственных закупок ряда институциональных и технологических факторов, таких как индекс восприятия коррупции, бремя долга, процент водной поверхности территории, коэффициент Джини, безработица и индекс легкости ведения бизнеса. С использованием кластерного анализа и метода LASSO проведена оценка степени влияния данных факторов на объемы закупок в рамках сопоставления международных закупочных практик. Предложено обоснование полученных результатов с точки зрения существующих подходов к проведению макроэкономической политики.
Региональная специфика воспроизводства человеческого капитала на примере Северо-Кавказского федерального округа
Касаева Татьяна Владимировна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и финансов, Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2016, Том 7 (номер 2),
Статья посвящена крайне актуальной в настоящее время проблеме воспроизводства человеческого капитала. В работе рассматриваются как теоретические вопросы, так и практические аспекты воспроизводства человеческого капитала на мезоуровне на примере Северо-Кавказского федерального округа. Выявлено серьезное отставание округа по показателям воспроизводства человеческого капитала от среднероссийского уровня. Однако, несмотря на низкие показатели социально-экономического развития в целом, округ занимает лидирующие позиции в отношении демографии и здоровьесбережения, что, на наш взгляд, объясняется этнокультурными особенностями человеческого капитала в округе. На основе проведенного анализа выявлена региональная специфика воспроизводства человеческого капитала.
Стратегия развития рынка коммерческой недвижимости и интересы региона: Ростовская область
Косарев Роман Валерьевич аспирант, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2016, Том 7 (номер 2),
В статье рассматриваются особенности развития рынка коммерческой недвижимости в Ростовской области исходя из предпосылки наличия взаимосвязи между вектором предпринимательской активности и динамикой спроса-предложения объектов недвижимости в контексте государственных интересов. Актуальность проблемы обусловлена институциональным характером коммерческой недвижимости в развитии предпринимательства, которому уделяется недостаточно внимания в практике государственного воздействия в силу недостаточности методологического и инструментарного сопровождения. Опираясь на самоорганизационные динамические модели развития указанных смежных экономических систем, в рамках экономики региона дана логическая оценка тенденций развития предпринимательства на потребительском рынке в контексте потребности недвижимости, как инфраструктуры, что позволило определить основные закономерности развития и ее специфические региональные черты. Статистическая оценка стоимости аренды и покупки коммерческой недвижимости в г. Ростове-на-Дону позволила выявить новые актуальные стратегии развития предпринимательства, требующие трансформации типов коммерческой недвижимости, предлагаемой в рамках региональных программ с упором на пять трендов развития Global Power of Retailing 2015. В практическом аспекте предложено интегрировать стратегию развития коммерческой недвижимости и стратегию строительства доступного жилья в регионе как источник удовлетворения потребности в объектах розничной торговли и сферы услуг. В целом это позволит структурировать процесс согласованного развития различных секторов региональной экономики и выстроить условия поддержки государственными органами власти каждого из указанных сегментов.
Соотношение материальных и терминальных факторов трудовой мотивации населения (на примере Вологодской области)
Попов Андрей Васильевич младший научный сотрудник, Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2016, Том 7 (номер 2),
В статье представлен анализ трудовой мотивации населения Вологодской области. Особое место в работе отведено определению роли материальных потребностей как основного фактора, побуждающего человека к трудовой деятельности. В ходе исследования было выявлено, что у большинства населения преобладает инструментальное отношение к труду. Это выражается в доминировании материальных потребностей над нематериальными при трудоустройстве, осуществлении трудовой деятельности, смене места работы и поиске дополнительной занятости. В результате это выражается в низком уровне социальных установок работников, нежелании повышать свою трудовую активность. В заключение делается вывод о том, что в таких условиях сам процесс труда для населения теряет свою ценность, что, несомненно, приводит к снижению производительности труда.
Кластерная политика как инструмент публичного управления: региональный аспект
ОТОЗВАНО/RETRACTED
02.09.2019
Черкасова Татьяна Павловна доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Южно Российский институт управления), г. Ростов-на-Дону, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Мелихова Белла Сергеевна аспирант кафедры менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Южно Российский институт управления), г. Ростов-на-Дону, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2016, Том 7 (номер 2),
В статье представлены результаты исследований, связанные с вопросами эффективности нового инструментария публичного управления инновационным развитием, в качестве которого выступает региональная кластерная политика. Проанализирован опыт реализации кластерной политики в Ростовской области, выявлены проблемы и определены первоочередные задачи, решение которых позволит обеспечить повышение конкурентоспособности региона. Устранение выявленных проблем необходимо проводить в два этапа: на первом этапе (2016–2017 гг.) важно завершить реализацию мероприятий по совершенствованию нормативно правовой базы Ростовской области в сфере кластерного и инновационного развития, инвестиционной и социально-экономической политики; на втором (2018–2020 гг.) – провести мероприятия, направленные на формирование органами публичного управления региона благоприятных экономических и правовых условий для развития кластерной инфраструктуры. Предложена схема инновационного кластера с государственным участием, удовлетворяющая таким принципам публичного управления, как транспарентность, эффективность, подконтрольность и подотчетность, демократичность, синергичность.