г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Поведенческие эффекты при формировании предпочтений экономического выбора

Поведенческие эффекты при формировании предпочтений экономического выбора

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 8 (номер 1),

Предпринята попытка обосновать поведенческие особенности экономического выбора хозяйствующего субъекта в условиях трансформации среды принятия решений, а также исследовать их влияние на процесс формирования субъективных предпочтений. При этом поведенческая парадигма выделена в качестве базового теоретического конструкта, позволяющего выявить основные иррационализирующие факторы. На основании исследования концептуальных положений поведенческой парадигмы сделан вывод о том, что предпочтения хозяйствующего субъекта в процессе реализации экономического выбора формируются под влиянием мотивационных и когнитивных предикторов, которые ограничивают рационализм хозяйствующего субъекта. Отклоняясь от рациональных критериев в сторону иррациональных, хозяйствующий субъект формирует свои предпочтения на основе экономических и внеэкономических критериев, систематически ошибаясь в контексте влияния когнитивных искажений, проявляющихся при принятии решений в современных условиях. На основании полученных выводов автором построена модель экономического выбора с учетом поведенческих предикторов. Среди важнейших когнитивных искажений выделены стадный инстинкт, профессиональная деформация, «проклятие знания», уклон в сторону поиска информации, ошибка обоснования оценки, предвзятость подтверждения, пренебрежение формализованными методами познания, эффект консерватизма, предпочтение персонифицированного доверия и эвристика асимметричного восприятия.


Ключевые слова: экономический выбор; поведенческие эффекты; когнитивные искажения; мотивация.

Список литературы:
  • Беликова С. В. (2014). Организационные параметры размещения инвестиций: баланс региональных экономических интересов // Экономический вестник ЮФО, № 3, c. 22–27.
  • Вольчик В. В. и Зотова Т. А. (2011). Адаптивная рациональность и экономическое поведение в эволюционном контексте // TERRA ECONOMICUS, Т. 9. № 4, c. 54-64.
  • Вольчик В. В. и Оганесян А. А. (2010). Институты, информация и институциональная структура экономики // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), Т. 1, № 2, с. 30-42.
  • Гришин И. А. (2012). Поведенческий аспект в теории менеджмента и исследованиях экономики наноуровня // Вестник Волгоградского государственного университета, № 1, с. 156-163.
  • Канеман Д. и Тверски А. (2003). Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал, Т. 24, № 4.
  • Капелюшников Р. (2013). Поведенческая экономика и новый патернализм. (http://polit.ru/article/2013/11/12/paternalism/ - Дата обращения: 25.02.2017).
  • Козлова В. А. (2014). Развитие концепции экономического человека: от классики до маржинализма // Современные проблемы науки и образования, № 6.
  • Миргородская Е. О. и Сытник С. В. (2012). Детерминанты комфортности бизнес–среды региона: формирование пространственного образа территории // TERRA ECONOMICUS, Вып. 2, № 12, c. 100-104.
  • Ольсевич Ю. Я. (2014). Психологические основы экономического поведения. М.: ИНФРА–М, 416 с.
  • Осипов Ю. М. (2001). Философия хозяйства / Ю. М. Осипов. М.: Юристъ.
  • Особенности поведенческой экономики. Интервью Дэна Ариэли. (http://gtmarket.ru/laboratory/publicdoc/2008/1750 - Дата обращения: 03.01.2017).
  • Павлов И. А. (2008). Поведенческая экономическая теория – позитивных подход к исследованию человеческого поведения // Экономический журнал, № 11.
  • Пермитин И. А. (2015). Современный этап развития и теоретические достижения поведенческой экономической теории // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал, № 9.
  • Рыжкова М. В. (2012). Иррациональное потребительское поведение как предмет экономической науки // Вестник Томского государственного университета, № 4.
  • Светлов Н. М. (2003). Трансформация предпочтений под влиянием рыночной информации // Материалы юбилейной научной конференции молодых учёных и специалистов (июнь 2003 г.): Сборник науч. трудов / Под ред. В. М. Баутина, Н. М. Светлова. М.: Изд-во МСХА, с. 161-162.
  • Шмаков А. В. (2015). Экономические представления о человеческом поведении. Как повлиять на выбор, нужно ли учиться рисовать, чтобы стать художником, и сможет ли «буба» изменить экономическую науку? // ТЕRRА ECONOMICUS, Т. 13. № 4, c. 96–131.
  • Щербаков И. В. (2015). Мотивация экономической деятельности в процессе эволюции хозяйственных систем // Философия хозяйства, № 3.
  • Ясинский Ю. и Тихонов А. (2007). Новая информационно-поведенческая парадигма: конец равновесной теории или ее второе дыхание? // Вопросы экономики, № 7, c. 35-58.
  • Deci E. L. and Ryan R. M. (1990). A motivational approach to self: integration in personality // Nebraska Symposium on Motivation.
  • Gilovich T., Griffin D. and Kahneman D. (2002). Heuristics and Biases: The Psychology of Intuitive.
  • Kahneman D., Slovic P. and Tversky A. (1982). Judgment Under Uncertainty: Heuristics and Biases. Cambridge: Cambridge University Press.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429