г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Региональные аспекты развития общественной и частной сфер креативной экономики (на примере высшего образования)

Региональные аспекты развития общественной и частной сфер креативной экономики (на примере высшего образования)

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 2),

В статье поставлен вопрос о региональных аспектах дифференциации по степени развития креативной экономики и ее общественной и частной сфер применительно к такому сектору, как высшее образование. В качестве пространственной единицы анализа выбраны федеральные округа и регионы – субъекты Российской Федерации. На основании анализа статистических данных, предоставленных Росстатом, автор приходит к выводу, что в таком секторе креатосферы, как образование, наиболее значимой для обеспечения потребностей населения является общественная (государственная) собственность, а частная собственность выполняет роль дополнительного фактора, позволяющего в ряде случаев сгладить нехватку, вызванную недостаточным участием государства (что проявляется в большей доле частных вузов в тех регионах, где обеспеченность населения государственными вузами ниже средней по стране). Обеспечить население высшими учебными заведениями преимущественно за счет частной сферы удается лишь редким регионам. Кроме того, исследование статистических данных в региональном разрезе подтверждает вывод ряда исследователей креативной экономики о том, что общественный сектор креатосферы обеспечивает большее равенство в доступе к креативным благам. В частности, применительно к предмету нашего исследования – высшему образованию, это проявляется в том, что значимый сектор государственных вузов является главным условием сохранения относительно низкой региональной дифференциации по такому показателю, как доступ к образованию, тогда как частная форма высшего образования развивается преимущественно в наиболее богатых регионах и усиливает региональное неравенство в этой сфере.


Ключевые слова: креатосфера, интеллектуальная частная собственность, общественный сектор, регионы России, образование, креативная экономика

Список литературы:
  • Бузгалин А. В. (2017а). Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социологические исследования, № 7, с. 43–53.
  • Бузгалин А. В. (2017b). Креативная экономика: почему и как может быть ограничена частная интеллектуальная собственность // Социологические исследования, № 8, с. 20–31.
  • Джабборов Д. Б. (2016). Прогресс человеческих качеств: рыночные и пострыночные механизмы стимулирования социально-экономического развития // Экономическое возрождение России, № 4, с. 68–73.
  • Джабборов Д. Б. (2017). Трансформация отношений товарного производства под влиянием креативного труда: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.01 «Экономическая теория». М.
  • Замятина Н. Ю., Пилясов А. Н. (2013). Россия, которую мы обрели: исследуя пространство на микроуровне. М.: Новый хронограф.
  • Мамедов О. Ю. (2015а). Десять классических принципов политико-экономического анализа // Вопросы политической экономии, № 1, с. 38–47.
  • Мамедов О. Ю. (2015b). Методология современного политико-экономического анализа (азы экономико-теоретического исследования) // Вопросы политической экономии, № 2, с. 10–13.
  • Пилясов А., Колесникова О. Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ // Вопросы экономики. 2008. № 9, c. 50–69.
  • Росстат (2016). Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. М.
  • Флорида Р. (2007). Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика XXI, 2007.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429