г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Институциональные аспекты сотрудничества в рамках Арктического пояса Шелкового пути

Институциональные аспекты сотрудничества в рамках Арктического пояса Шелкового пути

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

Авторы предлагают рассматривать международное сотрудничество в рамках Арктического пояса Шелкового пути, являющегося частью проекта «Один пояс – один путь», как новую институциональную форму экономического партнерства, основанную в первую очередь на межгосударственном взаимодействии участвующих сторон. Характерной чертой этого сотрудничества является то, что стороны не намерены проводить политику экспансии своих идеологических или политических систем и ценностных ориентиров в процессе осуществления проекта и при этом будут проявлять стремление к нахождению консенсуса для обеспечения национальных интересов сторон. На морском дне Арктики находятся 13% неразведанных мировых запасов нефти и до 30% природного газа. Сроки доставки грузов с использованием Северного морского пути будут на 6–19 дней короче и существенно менее затратными против существующего маршрута через Суэцкий канал. Ориентация на экономическое освоение Арктики является одной из основных составляющих промышленной политики России. Ее международное сотрудничество в Арктической зоне базируется на традиционной корпоративной и межгосударственной основе. В его основе лежит Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ. В Китае полагают, что участие в развитии Арктики будет стимулировать модернизацию в областях, где проект имеет стратегическое для КНР значение. В Белой книге по Арктике, опубликованной 26 января 2018 г., сформулированы основные принципы и параметры арктической политики Китая. Свой интерес к Арктике в Пекине объясняют важностью этого региона для всего человечества. На этом основании делается вывод о том, что развитием Арктики должны заниматься все государства мира независимо от их географического положения. Сотрудничество России с Китаем в Арктике рассматривается как составная часть сопряжения инициативы формирования Большого евразийского партнерства и китайской инициативы «Один пояс – один путь» при должном учете российских экономических интересов. В качестве стержневого направления сотрудничества рассматривается обустройство Северного морского пути и налаживание по нему грузовых перевозок с тем, чтобы он стал глобальной конкурентоспособной транспортной артерией. Целесообразно рассмотреть возможность создания Российско-китайского консорциума по реализации арктических проектов.

Просмотров статьи: 212

Подробнее

Инновации, хозяйственный порядок и экономическая власть

Инновации, хозяйственный порядок и экономическая власть

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

В статье исследуются взаимосвязи между инновациями и хозяйственным порядком общества. Констатируется инновационная невосприимчивость российской экономики. Показано, что отсутствие инноваций – это проблема состояния хозяйственного порядка или институциональной модели экономики, которые формируют структуры стимулов экономического поведения. Проблема, которая исследуется в настоящей работе – почему хозяйственный порядок (институциональная среда) препятствует инновационной активности и новым технологиям. Хозяйственный порядок является результатом мотивации экономического поведения. Основную роль в структуре стимулов играет экономическая прибыль. Инвестиции, инновации, технический прогресс попадают в структуру интересов и мотивов экономических агентов в той степени, в которой содействуют максимизации прибыли. Рассмотрены модели создания экономической прибыли. Экономическая прибыль возникает или как результат создания преимуществ в эффективности использования ресурсов, или как результат асимметрии или неравенства в распределении власти. Проанализирована проблема доминирующей прибыли или доминирующего дохода в национальной экономике. Показано, что в российской экономике доминирующим условием создания предпринимательского дохода является обладание экономической властью. Причина в том, что доступ к власти является для рыночного агента сравнительно более доступным, прибыльным и дешевым экономическим благом, нежели инновации и новые технологии. Результатом инвестиций во власть является формирование «экономики власти». Раскрывается отрицательное влияние экономики власти на стимулы к инновационной деятельности. Показан кризис доминирующей модели хозяйственного порядка. Обоснована необходимость проведения политики власти, цель которой устранения избытка частной власти как источника создания доходов

Просмотров статьи: 187

Подробнее

Ценологический ландшафт устойчивости предприятия

Ценологический ландшафт устойчивости предприятия

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

Устойчивость стала критическим направлением управления компаниями с учетом целостного подхода и синергетического рассмотрения экономических, экологических и социальных аспектов предприятия. Учитывая растущее значение устойчивого развития, теории устойчивости в фирмах развивались в течение последних десятилетий, логика которых позволяет осуществлять некоторые обобщения и формировать перспективные пути развития. Данная статья представляет обзор эволюционирующих теорий, связывающих устойчивость с предприятиями, в контексте их влияния на перспективные исследования в этой области с позиции акцента на ограниченность ресурсов. В статье показано, что основные теории, связанные с устойчивостью, проходят логическую цепочку развития от «корпоративной социальной ответственности» до «зеленой экономики», что привело к формированию комплексных подходов коэволюционного типа и расширенного представления о производстве как о ценозе. Ценологический ландшафт устойчивости предприятия позволяет формировать эффективные управленческие подходы и оценивать решения в данной области в контексте системной эффективности.

Просмотров статьи: 186

Подробнее

Практика внедрения наилучших доступных технологий в нефтегазовом комплексе России

Практика внедрения наилучших доступных технологий в нефтегазовом комплексе России

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

В статье проанализирована практика внедрения наилучших доступных технологий в российском нефтегазовом комплексе, которые представляют собой инструмент стимулирования предприятий данного комплекса к снижению негативного влияния на окружающую среду и, в отличие от других инструментов, направленных на экологизацию производственно-хозяйственной деятельности нефтегазовых предприятий, не относятся к затратным, а также являются не только энергоэффективными, но и экологически чистыми. Выявлена роль наилучших доступных технологий в нефтегазовом комплексе и обоснована необходимость их внедрения нефтегазовыми предприятиями России в условиях активизации процессов развития «зеленой» экономики. Сформированы предпосылки перехода предприятий российского нефтегазового комплекса на наилучшие доступные технологии, к числу которых, в первую очередь, относится ужесточение требований природоохранного законодательства и одновременная разработка системы государственной поддержки деятельности предприятий, осуществляющих внедрение экологически чистых технологий на своих производствах. Рассмотрены основные этапы перехода российского нефтегазового комплекса на принципы наилучших доступных технологий. На первом, подготовительном этапе, начавшемся в 2015 г., были созданы нормативно-правовые основы. Практический переход нефтегазовых предприятий должен начаться в 2019 г. в условиях перехода на систему комплексных экологических разрешений предприятиям-загрязнителям. Завершить данный процесс планируется до 2034 г. Представлены меры стимулирующего характера, предлагаемые государством в целях ускоренного проведения модернизации и перехода на принципы наилучших доступных технологий предприятий нефтегазового комплекса России. Предложен алгоритм внедрения наилучших доступных технологий на российских предприятиях нефтегазового комплекса, который предполагает эффективное взаимодействие государственных органов и нефтегазовых предприятий через нормативно-правовое и информационное обеспечение.

Просмотров статьи: 179

Подробнее

Реструктуризация рынка энергоснабжения как базовый вектор реформирования энергетики развивающихся стран: кейс Республики Ботсвана

Реструктуризация рынка энергоснабжения как базовый вектор реформирования энергетики развивающихся стран: кейс Республики Ботсвана

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

В статье раскрывается важность реструктуризации рынка энергоресурсов в развивающихся странах на примере Республики Ботсвана – страны, не осуществившей отраслевых реформ для повышения эффективности энергетического сектора. Раскрываются различные уровни и формы рыночных структур в сфере энергетики и проводятся сопоставления с другими развивающимися странами мира с учетом конкретных особенностей развития, с которыми сталкивается Ботсвана. В работе обосновано, что реструктуризация энергетического рынка должна стать ключевым приоритетом в реализации механизмов повышения уровня энергетической безопасности в стране. Показано, что автономное и транспарентное регулирование энергетического сектора выступает в качестве одного из базовых факторов, способствующих успешному осуществлению реструктуризации рынка энергоснабжения.

Просмотров статьи: 129

Подробнее

Проекты государственно-частного партнёрства в социальной сфере Российской Федерации

Проекты государственно-частного партнёрства в социальной сфере Российской Федерации

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

В статье рассмотрен опыт реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в социальной сфере РФ. Определены различные подходы к определению ГЧП и признаки, по которым они различаются. В статье выделены особенности реализации проектов ГЧП в социальной сфере, которые определяются неоднородностью спроса, большими сроками окупаемости проектов, сложностью прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. Приведены примеры успешной реализации проектов ГЧП. Показаны возможности и преимущества применения механизмов ГЧП для государственных и муниципальных органов и бизнеса. Одной из существенных особенностей ГЧП в социальной сфере является то, что в результате реализации проектов должен быть предоставлен законодательно гарантированный минимум социальных услуг населению. Особое место занимают вопросы рисков и проблем реализации ГЧП проектов в сфере здравоохранения и социального обеспечения населения. Проанализирована статистика реализации проектов ГЧП в социальной сфере РФ по направлениям деятельности, федеральным округам, уровню, формам и этапам реализации. Рассмотрены практики реализации проектов ГЧП в социальной сфере РФ по направлениям деятельности, федеральным округам, уровню, формам и этапам реализации. Рассмотрены меры государственного регулирования, направленные на создание и реализацию проектов ГЧП в социальной сфере. Показаны условия успешного и эффективного развития сотрудничества государства и частного бизнеса в форме ГЧП.

Просмотров статьи: 232

Подробнее

Приоритетные направления работы по кадровому обеспечению внедрения проектного управления в регионах России

Приоритетные направления работы по кадровому обеспечению внедрения проектного управления в регионах России

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

Внедрение проектного управления в деятельность органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений для повышения эффективности капитальных вложений и решения иных вопросов развития объявлено одним из приоритетов государственной политики. Поставленные задачи предъявили более жесткие требования к квалификации кадров, ответственных за реализацию задач проектного управления. Это особенно актуально для отстающих в социально-экономическом развитии регионов, на территории которых отсутствует крупный бизнес, который мог бы осуществлять капитальные вложения. В этом случае для региона критически возрастает значимость квалификации кадрового корпуса государственных и муниципальных служащих, ответственных за реализацию проектного управления. В статье обоснована высокая актуальность обеспечения квалифицированными кадрами внедрения проектного управления в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Приведены данные социологического обследования, готовности к внедрению проектного управления руководителей учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также курирующих их работу руководителей профильных органов исполнительной власти. В ходе исследования выявлено, что менее всего к внедрению проектного управления готова сфера образования. Кроме того, препятствующим фактором становятся сложности производственной коммуникации между подведомственными учреждениями и курирующими их работу органами исполнительной власти. Ситуацию усугубляет существующий механизм финансирования повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Условия законодательства допускают возможность победы в конкурсных процедурах исполнителей, имеющих недостаточный опыт и квалификацию в данной сфере. Статья завершается авторскими предложениями по совершенствованию работы по кадровому обеспечению проектного управления в регионах Северо-Кавказского федерального округа.

Просмотров статьи: 128

Подробнее

Современные тренды в управлении персоналом: отечественный и зарубежный опыт

Современные тренды в управлении персоналом: отечественный и зарубежный опыт

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

В статье рассмотрены основные тренды в управлении персоналом современных отечественных и зарубежных компаний. В первой части статьи проанализированы главные причины изменений, происходящих в практике управления персоналом. Ключевыми причинами модернизации технологий и инструментов управления персоналом являются переход к новой модели развития современного бизнеса – концепции VUCA, цифровизация и технологизация экономики и всей системы социально- трудовых отношений, глобализация экономики и интернационализация бизнеса, изменение парадигмы управления персоналом. В результате происходит не только изменение модели самой организации, но и формируется новое видение компетенций работников, их ожиданий и моделей трудового поведения. В современных условиях одной из характерных особенностей модели трудового поведения работника является так называемый «профессиональный заппинг», а успех в карьере уже не определяется рамками «одной профессии», гораздо большее значение имеют различные «опыты» и способность к постоянному развитию. При рассмотрении современных трендов в управлении персоналом использованы результаты опроса, проведенного командой компании Deloitte, «Global Human Capital Trends 2018». В заключительной части статьи представлен «портрет» эффективного HR-менеджера.

Просмотров статьи: 230

Подробнее

Воспроизводственная функция человеческого и природного капитала в экономике устойчиво-инновационного развития: пути инсталляции в систему стратегического менеджмента

Воспроизводственная функция человеческого и природного капитала в экономике устойчиво-инновационного развития: пути инсталляции в систему стратегического менеджмента

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

Актуальность данного исследования определяется постоянно нарастающим приращением значимости качественных человеческих и природных ресурсов в современных процессах воспроизводства иерархически организованных социально-экономических систем. Результативное стратегическое управление антрополого-экологическим капиталом является ключевым условием повышения устойчивости инновационного развития экономики и социума. Цель исследования – обоснование путей инсталляции человеческого и природного капитала, выполняющих значимую воспроизводственную функцию в экономике устойчиво-инновационного развития, в систему стратегического менеджмента. Для достижения цели исследования в статье решены задачи систематизации принципиально новых подходов к стратегическому управлению социально- экономическими системами, нацеленных на приращение антрополого-экологических ресурсов; структурно представлены системы характеристик человеческого и природного капитала, влияющих на степень устойчивости социально-экономических траекторий; выявлена специфика инновационно- воспроизводственной функции человеческих и природно-экологических ресурсов, обоснованы и эмпирически верифицированы стратегии воспроизводства (приращения) человеческого и природного капитала в системе управления устойчиво-инновационным развитием экономики. Новизна авторского подхода заключается в обосновании направлений интеграции структурной модели человеческого и природного капитала как важной ресурсно-воспроизводственной составляющей устойчиво- инновационного развития экономики в систему стратегического менеджмента. Результаты апробации авторских разработок в области направлений инсталляции воспроизводственной функции человеческого и природного капитала в систему стратегического менеджмента могут послужить основой формирования действенного регулирующего механизма, обеспечивающего повышение степени устойчивости траектории инновационно-ориентированного развития экономики в условиях флуктуаций мировой социально-экономической системы.

Просмотров статьи: 119

Подробнее

Государственные закупки инновационной продукции в России

Государственные закупки инновационной продукции в России

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

На сегодняшний день одним из перспективных способов преобразования национальной экономики является использование инструмента государственных закупок инновационной продукции. Тем не менее, существующие проблемные зоны в контрактной системе, такие как: слабый спрос на инновации, ограничительные барьеры для участия в закупках для малого инновационного бизнеса не позволяют в полной мере реализовать имеющийся потенциал. Проблемой внедрения инновационных закупок является также отсутствие единых критериев инновационности продукции, необходимость разработки унифицированного понятийно- категориального аппарата, на основе которого было бы возможно сформулировать практические рекомендации по применению закупок инновационной и высокотехнологичной продукции для государственных и муниципальных нужд. Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ являются инструментами, которые могли бы позволить обеспечить процесс вывода закупок, стимулирующих производство инновационной и высокотехнологичной продукции, для чего, в том числе, представляется релевантным создание соответствующих реестров инновационной продукции и производящих ее поставщиков. Кроме этого, необходимо изменить приоритет ценовых критериев и при оценке эффективности проведения закупок рассматривать не только достигнутый в рамках процедур уровень снижения цены, а также уровень удовлетворения потребностей заказчика, в том числе за счет инновационных характеристик предоставляемых товаров, работ, услуг. Таким образом, представляется актуальным исследовать возможность более активного включения инновационного компонента в закупаемые государственными и муниципальными заказчиками товары, работы и услуги.

Просмотров статьи: 223

Подробнее

Профессионально-образовательный кластер как экосистема: развитие в условиях цифровой трансформации

Профессионально-образовательный кластер как экосистема: развитие в условиях цифровой трансформации

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

Данная работа посвящена исследованию профессионально-образовательного кластера как локализованной системы взаимосвязей предприятия с учреждениями образования с целью подготовки необходимых для него кадров. В статье показана роль профессионально-образовательного кластера в формировании и развитии человеческого капитала предприятия. Раскрывается содержание и дается характеристика профессионально-образовательного кластера с позиции концепции экосистем. Дается описание базовых характеристик профессионально-образовательного кластера как экосистемы, а именно: целевой ориентации, результата функционирования, разнообразия и взаимодействия участников, состояния среды, процессов самоорганизации и динамики развития. Акцент сделан на структурно-видовом описании профессионально-образовательной экосистемы, которое позволяет использовать математический аппарат, в частности – модель Лотки-Вольтерры, для описания взаимодействия участников и создает возможности для прогнозирования развития экосистемы. Фактором поступательного изменения профессионально-образовательной экосистемы является цифровая трансформация, требующая качественных изменений ее содержания. Показано, что удовлетворить запросы и ответить на вызовы цифровой трансформации способны устойчивые профессионально-образовательные экосистемы благодаря процессам саморазвития и самоорганизации и связанными с ними синергетическими эффектами.

Просмотров статьи: 171

Подробнее

Факторы и компоненты субъективного благополучия научно-педагогических работников современных университетов

Факторы и компоненты субъективного благополучия научно-педагогических работников современных университетов

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

В статье представлены основные итоги поискового этапа исследования субъективного благополучия определенной социальной группы – научно-педагогических работников современных университетов. Описаны результаты качественного исследования – проведенных в апреле–мае 2018 г. четырех фокус-групп «Анализ факторов субъективного благополучия НПР, составляющие профессиональной идентичности» с экспертами ЮФУ, Ростовского филиала Российской таможенной академии, корпоративного университета Сбербанка в Ростове-на-Дону. В статье представлены факторы и компоненты субъективного благополучия НПР, их социальная и профессиональная мотивация, а также факторы «удержания» высококвалифицированных сотрудников в высшей школе и факторы, способствующие «выталкиванию» из академической профессии. Сделаны выводы о многомерности субъективного экономического благополучия, включающего осознание ценности и смысла профессиональной деятельности, самооценку, переживание положительных эмоций и чувств, связанных с профессией, и обоснована актуальность этих выводов для управленческих практик, направленных на достижение и удержание психологической устойчивости, рост продуктивности и самореализации личности педагога. Полученные результаты интерпретированы в методологической рамке междисциплинарных исследований социологии, экономики счастья, теории человеческого капитала, позитивной психологии, макропсихологии, поведенческой экономики.

Просмотров статьи: 188

Подробнее

Метрики для измерения эффективности образовательных и научных организаций: проблемы и перспективы применения

Метрики для измерения эффективности образовательных и научных организаций: проблемы и перспективы применения

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

В статье рассмотрены проблемы и возможности применения количественных оценок эффективности для оптимизации деятельности образовательных и научных организаций. Целью работы является критический пересмотр доминирующей в экономической и управленческой литературе точки зрения, согласно которой оптимизация деятельности любых организаций должна опираться на стремление к количественно измеримым целям и количественное выражение достигнутых результатов в виде некоторых показателей (метрик). В статье рассмотрено использование понятия эффективности применительно к организациям. Проводится разграничение между организациями, которые управляются на основе решений предпринимателя и организациями, которые управляются с использованием бюрократических процедур. Традиционная трактовка эффективности уместна в анализе предпринимательских, а не бюрократических организаций, к которым в основном относятся образовательные и научные организации. У образовательных и научных организаций обычно не имеется цели получения прибыли, поэтому к ним не применима традиционная трактовка эффективности как отношения затрат и полученного результата в виде прибыли. Проблема определения эффективности осложняется тем, что государственные органы задают данным организациям цели, не комплементарные целям членов организаций. Для измерения эффективности деятельности организаций существуют различные показатели (метрики), использование которых для управления организацией способно само по себе повлиять на эффективность организации, причем, как правило, негативным образом. В статье рассмотрены некоторые способы, позволяющие уменьшить негативный эффект, создаваемый использованием метрик для управления образовательными и научными организациями. Окончательное решение проблемы ловушки метрик остается целью дальнейших исследований.

Просмотров статьи: 180

Подробнее

Опорные региональные вузы: формирование целевых ориентиров и стратегии развития в контексте становления цифровой экономики

Опорные региональные вузы: формирование целевых ориентиров и стратегии развития в контексте становления цифровой экономики

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

Становление цифровой экономики наряду с усилением глобальной конкурентоспособности, формированием и реализацией форсированной национальной мобилизационной стратегии развития и набором управленческих технологий, предлагаемых в идеологическом контексте «нового менеджеризма» в современном общественном секторе, формируют набор значимых факторов, определяющих вектор развития высшего образования в Российской Федерации. Опорные вузы в регионах страны, формируемые в рамках современной образовательной реформы, призваны стать значимым системным звеном, способным активно участвовать в реализации стратегических государственных задач, в том числе способствовать активному развитию цифровой экономики страны. Анализ программных документов, подготовленных опорными вузами Юга России в процессе их создания и становления (2015–2017 гг.), позволил сделать вывод не только о неравномерности степени их подготовки к реализации подобной масштабной задачи, но и о наличии ряда значимых недостатков и проблем, препятствующих ее выполнению. Их устранение потребует нетривиальных подходов и решений в рамках государственной политики модернизации образовательной сферы, масштабного финансирования со стороны государства, что должно позволить реанимировать и обеспечить создание новых структурных подразделений – центров обучения профессиональным компетенциям, востребованным в цифровой экономике.

Просмотров статьи: 147

Подробнее

Изменения организационных механизмов сферы высшего образования: анализ институциональной комплементарности

Изменения организационных механизмов сферы высшего образования: анализ институциональной комплементарности

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

В статье предпринята попытка проанализировать проводимые институциональные преобразования сферы высшего образования Российской Федерации с точки зрения их институциональной комплементарности, которую вслед за В. Вольчиком и И. Бережным мы трактуем как «ситуацию, когда институты создают правила и стимулы для поведения, которые не противоречат, а дополняют друг друга» (Вольчик, 2009, с. 37; Вольчик и Бережной, 2009, с. 68). Автором адаптирована исследовательская методология Б. Амабля, классифицировавшего институциональную комплементарность на основе параметров конкуренции на рынках, отношений найма, модели финансовой системы, модели социального обеспечения и модели функционирования образования. Результаты исследования позволили сформулировать вывод о том, что институты, получаемые в результате проведенных реформ, не всегда представляют собой логичную монолитную непротиворечивую систему, часто противоречат друг другу и мотивируют рыночных акторов действовать не сонаправленно собственным декларируемым установкам. Такая ситуация затрагивает всех рыночных субъектов, задействованных в исследуемой сфере: это и студенты, которые практически никак не мотивированы на получение глубокого и качественного образования, а лишь ориентированы на получение формального статуса лица с высшим образованием, подтвержденного соответствующим дипломом; это и профессорско- преподавательский состав, загруженный колоссальным объемом «бумажной» работы, связанной с подготовкой широкого спектра часто дублирующих свое содержание отчетов, массы методических пособий, рабочих программ дисциплин и других, несомненно, важных документов. Отдельную проблему при этом представляет вынужденная необходимость искать различные подработки в виде грантов, платных работ и услуг сторонним организациям, в результате которой у преподавателей практически не остается ни времени, ни желания на качественную подготовку к занятиям.

Просмотров статьи: 119

Подробнее

Борис Березовский как зеркало истории позднего брежневизма и 1990-х гг. (Петр Авен «время Березовского»)

Борис Березовский как зеркало истории позднего брежневизма и 1990-х гг. (Петр Авен «время Березовского»)

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

В книге Петра Авена сквозь призму жизни одного из крупнейших российских олигархов 1990-х гг. Бориса Березовского анализируется развитие позднего советского общества. Книга представляет собой серию интервью Петра Авена с видными деятелями политического, экономического и медийного мира России 1990-х гг., хорошо знавшими Березовского на различных этапах его жизни – от сотрудника советского научного института до эмигранта в Англии. В процессе этих бесед выявляются особенности политической жизни и морального климата общества в эти периоды. Выявляется период позднего брежневизма как предпосылки рыночных преобразований и имморализма 1990-х гг. Это проявлялось в функционировании сферы научной деятельности и взаимодействии научной сферы с остальным обществом. Прослеживается процесс формирования олигархической империи Березовского во взаимосвязи с приватизацией государственного сектора экономики и залоговыми аукционами. Показываются механизмы проникновения Березовского в Кремль и его роль в важнейших событиях ельцинского периода и восхождения Владимира Путина. На основе фактов биографии Березовского определяются личные качества, содействовавшие его подъему на экономический и политический олимп, и последующее низвержение. Подчеркивается, что его восхождение стало возможным благодаря примитивизму политической жизни России в 1990-е гг., а низвержение – по причине смены революционной фазы развития современного российского общества эволюционной фазой в конце 1990-х – начале 2000-х г. и непонимания российского и западного обществ. Последним объясняется крах попыток Березовского в эмиграции воздействовать на российское общество и постсоветское общество 90-х гг.

Просмотров статьи: 142

Подробнее

Аудит эффективности программно-целевого управления региональным развитием на основе нечетких логических моделей

Аудит эффективности программно-целевого управления региональным развитием на основе нечетких логических моделей

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы проведения аудита эффективности, представляющего собой инструмент государственного финансового контроля, который получил широкое распространение в экономически развитых государствах. Вместе с тем в России в практике государственного управления, в частности – управления региональным развитием, теория и методология проведения аудита эффективности развита недостаточно. Тем не менее, необходимость в его применении существует, поскольку решение масштабных общенациональных социально-экономических задач, которые ставят перед регионами федеральные органы власти, должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики. На примере диагностики эффективности реализации государственной программы Ростовской области по управлению финансами, в статье предлагается методика проведения аудита эффективности программно-целевого управления региональным развитием, в основу которой положена теория нечетких множеств. Нечеткие логические модели позволяют адекватно учесть имеющиеся виды неопределенности, возникающие в процессе реализации программно-целевого управления и свести воедино всю имеющуюся неоднородную информацию: детерминированную, статистическую, лингвистическую и интервальную, что даст возможность оптимизировать бюджетные расходы на реализацию государственных программ в регионе.

Просмотров статьи: 147

Подробнее

Проблемы формирования и реализации стратегии развития современной России

Проблемы формирования и реализации стратегии развития современной России

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

 

Просмотров статьи: 150

Подробнее