г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Метрики для измерения эффективности образовательных и научных организаций: проблемы и перспективы применения

Метрики для измерения эффективности образовательных и научных организаций: проблемы и перспективы применения

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

В статье рассмотрены проблемы и возможности применения количественных оценок эффективности для оптимизации деятельности образовательных и научных организаций. Целью работы является критический пересмотр доминирующей в экономической и управленческой литературе точки зрения, согласно которой оптимизация деятельности любых организаций должна опираться на стремление к количественно измеримым целям и количественное выражение достигнутых результатов в виде некоторых показателей (метрик). В статье рассмотрено использование понятия эффективности применительно к организациям. Проводится разграничение между организациями, которые управляются на основе решений предпринимателя и организациями, которые управляются с использованием бюрократических процедур. Традиционная трактовка эффективности уместна в анализе предпринимательских, а не бюрократических организаций, к которым в основном относятся образовательные и научные организации. У образовательных и научных организаций обычно не имеется цели получения прибыли, поэтому к ним не применима традиционная трактовка эффективности как отношения затрат и полученного результата в виде прибыли. Проблема определения эффективности осложняется тем, что государственные органы задают данным организациям цели, не комплементарные целям членов организаций. Для измерения эффективности деятельности организаций существуют различные показатели (метрики), использование которых для управления организацией способно само по себе повлиять на эффективность организации, причем, как правило, негативным образом. В статье рассмотрены некоторые способы, позволяющие уменьшить негативный эффект, создаваемый использованием метрик для управления образовательными и научными организациями. Окончательное решение проблемы ловушки метрик остается целью дальнейших исследований.


Ключевые слова: эффективность организаций; метрики; институциональные ловушки; образовательные организации; научные организации

Список литературы:
  • Балацкий Е. В. (2006). «Диссертационная» ловушка в российской экономической науке // Вісник Житомирського державного технологічного університету. Серія: економіка, управління та адміністрування, № 1(35), c. 9–18.
  • Борисова Е. И. и Полищук Л. И. (2009). Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения // Экономический журнал Высшей школы экономики, Т. 13, № 1, с. 80–100.
  • Вольчик В. В. и Маслюкова Е. В. (2018). Ловушка метрик, или почему недооценивается неявное знание в процессе регулирования сферы образования и науки // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), Т. 10, № 3, с. 158–179.
  • Деев А. С. и Хвощинин А. А. (2007). Эффективность и результативность публичного управления. Тюмень: Изд-во ТюмГУ.
  • Еремина О. Ю. (2015). Эффективность деятельности образовательной организации: критерии, показатели, прогнозы // Журнал российского права, № 10, с. 73–85.
  • Ермолина Л. В. (2011). Стратегическая эффективность организации // Вестник Самарского государственного университета, № 10(91), с. 37–40.
  • Заостровцев А. П. (2002). Экономическая теория бюрократии по Нисканену // Экономическая школа. Аналитическое приложение, Т. 1, № 1, с. 148–180.
  • Заявление Совета по науке при министерстве образования и науки РФ 31.01.2017. (https://sovet-po-nauke.ru/index.php?q=info/31012017-declaration_goszadanie – Дата обращения: 05.11.2018).
  • Капогузов Е. А. (2012). Теория общественного выбора как теоретический фундамент реформ государственного управления // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки, Т. 12, Вып. 2, с. 21–30.
  • Макаренко В. П. (1989). Бюрократия и сталинизм. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета.
  • Макаренко В. П. (2018). А ты, милок, повелевай и здравствуй. Властно-политические технологии будут еще долго умнее искусственного интеллекта // Независимая газета, 26.11.2018. (http://www.ng.ru/scenario/2018-11-26/14_7448_technology.html?fbclid=IwAR1KPffMa5_fZVehPq5lRCvxJnbLhQjsUglD0ZRC0Pp_RLow4eUJd2Syj4s – Дата обращения: 30.11.2018).
  • Методология Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета». (https://mosiur.org/methods/methodology/ – Дата обращения: 30.11.2018).
  • Мизес Л. (1993). Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, Catallaxy.
  • Михайлова И. М. и Лимарева Ю. А. (2016). Исследование влияния качества подготовки профессорско-преподавательского состава на экономическую эффективность вуза // Новый университет: серия «Экономика и право», № 5(63), с. 91–94.
  • Модернизация системы высшего образования требует изменений в системе аккредитации и аттестации вузов. (https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=495 – Дата обращения: 30.11.2018).
  • Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ в 2012 году. (https://минобрнауки.рф – Дата обращения: 30.11.2018).
  • Судакова Е. С. (2014). Взаимосвязь развития трудового потенциала персонала и эффективности организации // Интернет-журнал «Науковедение», № 3(22). (https://naukovedenie.ru/PDF/159EVN314.pdf – Дата обращения: 21.04.2018).
  • Сунгуров А. Ю. (2010а). В поисках критериев эффективности института уполномоченного по правам человека // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, Т. 6, № 4, с. 189–204.
  • Сунгуров А. Ю. (2010б). На пути к критериям эффективности деятельности института Уполномоченного по правам человека. (https://www.hse.ru/data/2010/05/13/1216418508/Эффективность-2.doc – Дата обращения: 21.04.2018).
  • Тарханова Е. Г. (2012). Эффективность деятельности некоммерческих организаций: особенности и концепции оценки // Известия Иркутской государственной экономической академии, № 2(82), с. 108–110.
  • Тульчинский Г. Л. (2017). Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школы // Философские науки, № 6, с. 121–136.
  • Хейне П. (1993). Экономический образ мышления. М.: Дело, Catallaxy.
  • Cameron, K. S. (1982). Organizational Effectiveness: A Comprehensive Bibliography // Reference Materials-Bibliographies. Boulder, Colo: National Center for Higher Education Management Systems. (https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED271070.pdf – Дата обращения: 18.11.2018).
  • Herman, R. and Renz, D. (1997). Multiple Constituencies and the Social Construction of Nonprofit Organization Effectiveness // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 26, 185–206.
  • MosIUR «The Three University Missions». (https://mosiur.org – Дата обращения: 30.11.2018).
  • Muller, J. Z. (2018). The Tyranny of Metrics. Princeton: Princeton University Press.
  • Wolcott, R. C. (2016). Don’t Be Tyrannized by Old Metrics // Harvard Business Review, September 23. (https://hbr.org/2016/09/dont-be-tyrannized-by-old-metrics – Дата обращения: 30.11.2018).
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429