г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Опорные региональные вузы: формирование целевых ориентиров и стратегии развития в контексте становления цифровой экономики

Опорные региональные вузы: формирование целевых ориентиров и стратегии развития в контексте становления цифровой экономики

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 9 (номер 4),

Становление цифровой экономики наряду с усилением глобальной конкурентоспособности, формированием и реализацией форсированной национальной мобилизационной стратегии развития и набором управленческих технологий, предлагаемых в идеологическом контексте «нового менеджеризма» в современном общественном секторе, формируют набор значимых факторов, определяющих вектор развития высшего образования в Российской Федерации. Опорные вузы в регионах страны, формируемые в рамках современной образовательной реформы, призваны стать значимым системным звеном, способным активно участвовать в реализации стратегических государственных задач, в том числе способствовать активному развитию цифровой экономики страны. Анализ программных документов, подготовленных опорными вузами Юга России в процессе их создания и становления (2015–2017 гг.), позволил сделать вывод не только о неравномерности степени их подготовки к реализации подобной масштабной задачи, но и о наличии ряда значимых недостатков и проблем, препятствующих ее выполнению. Их устранение потребует нетривиальных подходов и решений в рамках государственной политики модернизации образовательной сферы, масштабного финансирования со стороны государства, что должно позволить реанимировать и обеспечить создание новых структурных подразделений – центров обучения профессиональным компетенциям, востребованным в цифровой экономике.


Ключевые слова: опорные вузы; цифровая экономика; новый менеджеризм; эффективность; стратегии развития

Список литературы:
  • Аптекман А., Калабин В., Клинцов В. и др. (2017). Цифровая Россия: новая реальность. Доклад МакКинзи. М.: МакКинзи.
  • Бондарев М. Г., Защитина Е. К. (2017). Проектирование онлайн-курса: междисциплинарный подход // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2017. Академический мир в междисциплинарных практиках: материалы Второй ежегодной Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22–24 июня 2017 г.), Т. 2. Секционные доклады. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, с. 38–48.
  • Гавриков А. Л., Певзнер М. Н., Петряков П. А. (2018). Российские вузы на пути к институциональному многообразию: стратегия развития регионального опорного университета // Проблемы современного образования, № 4, с. 84–101.
  • Гречко М. В. (2017). Раскрытие императивов развития высшего образования в контексте неоиндустриализации отечественной экономики // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2017. Академический мир в междисциплинарных практиках: материалы Второй ежегодной Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22–24 июня 2017 г.), Т. 2. Секционные доклады. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, с. 381–391.
  • Днепровская Н. В. (2018). Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика, Т. 15, № 4, с. 16–28. (http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2018-4-16-28).
  • Иродов М. И., Коречков Ю. В. (2018). Высшее образование в цифровой экономике // Вестник евразийской науки, Т. 10, № 1.
  • Ковалёв М. М. (2018). Образование для цифровой экономики // Digital Transformation, № 1(2).
  • Колесникова Е. Ю. (2017). Современный университет: между прагматическими интенциями эпохи и традиционными академическими ценностями // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2017. Академический мир в междисциплинарных практиках: материалы Второй ежегодной Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22–24 июня 2017 г.), Т. 2.Секционные доклады. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, с. 392–401.
  • Коллини С. (2016). Зачем нужны университеты? М.: ИД ВШИ.
  • Ле Гранд Д. (2011). Другая невидимая рука: предоставление общественных услуг на основе выбора и конкуренции. М.: Изд-во Института Гайдара.
  • Маскаев А. И., Савко П. О., Оганесян А. А. (2017). Сравнительный анализ институциональных инноваций в вузах: федеральный vs опорный // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), Т. 8, № 4, с. 68–79. DOI: 10.17835/2078-5429.2017.8.4.067-079.
  • Родонкова Т. Н., Слепов В. А. (2009). Эффективность финансирования образовательных новаций и ее экспертная оценка в высшей школе. М.: ИНФРА-М.
  • Саак А. С., Тюшняков В. Н., Пахомов Е. В. (2017). Цифровая экономика как новое направление междисциплинарных исследований // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании – 2017. Академический мир в междисциплинарных практиках: материалы Второй ежегодной Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 22–24 июня 2017 г.), Т. 2. Секционные доклады. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, с. 305–315.
  • Тамбовцев В., Рождественская И. (2016). Программно-целевое планирование: вчера, сегодня… Завтра? // Вопросы экономики, № 6, с. 77–90.
  • Цыренова В. Д. (2014). Эволюция понятия «общественное благо» в разных экономических школах // Вестник Бурятского государственного университета, № 2, с. 18–21.
  • Шапталов Б. Н. (2003). Россия в поисках эффективности. М.: Новый век.
  • Шваб К., Дэвис Н. (2018). Технологии четвертой промышленной революции. М.: Бомбора.
  • Deem R., Brehony K. J. (2005). Management as ideology: The case of ‘new managerialism’ in higher education // Oxford review of education, 31(2), 217–235.
  • Thornton M. (2016). Public universities, managerialism and the value of higher education // Prometheus, 34(3–4), 257–260.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429