г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Лесной комплекс России в зеркале майского Указа 2018 г.: а будет ли прорыв?

Лесной комплекс России в зеркале майского Указа 2018 г.: а будет ли прорыв?

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 10 (номер 1),

Лесной комплекс России не относится к числу передовых отраслей экономики страны, несмотря на большой потенциал, предопределенный гигантской территорией, которую покрывают российские леса. В статье рассматриваются два важнейших документа текущей повестки развития лесного комплекса страны: Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 г. и майский Указ Президента РФ 2018 г. Делается вывод о том, что достижение целей опережающего развития экономики страны, заложенных в майском Указе, потребует не только существенных финансовых затрат, но и новых подходов к решению старых отраслевых проблем. Однако, федеральный проект «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» в основном сосредоточен только на преодолении отставания инфраструктурного обеспечения лесозащитных и лесовосстановительных мероприятий. Тем не менее другие, прежде всего институционально обусловленные проблемы, остаются за кадром государственной лесной политики. Показано, что для успешной реализации политики реформирования лесного комплекса страны, направленной на достижение целей устойчивого лесопользования, потребуется продолжить работу по совершенствованию содержания мероприятий, заложенных в федеральном проекте. Сформулированы соответствующие предложения по достижению целей майского Указа 2018 г. в части с охранения лесов.


Ключевые слова: лесной комплекс России; майский Указ 2018 г.; Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г.; национальные проекты; стратегическое планирование; институциональные изменения

Список литературы:
  • Акиндинова Н. В., Чернявский А. В. и Чепель А. А. (2016). Региональные бюджеты в условиях кризиса: можно ли достичь сбалансированности? // Вопросы экономики, № 10, с. 31–48.
  • Антонова Н. Е. и Ломакина Н. В. (2018). Природно-ресурсные отрасли Дальнего Востока: новые факторы развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, Т. 11, № 1, с. 43–56. DOI: 10.15838/esc/2018.1.55.3
  • Бухарова Е. Б. (2018). Нужны новые механизмы государственной региональной политики // ЭКО, № 6, с. 38–49.
  • Вольчик В. В. и Маскаев А. И. (2016). Неявные знания, научные исследования и экономическое развитие // Journal of Economic Regulation, Т. 7, № 1, с. 6–18. DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.1.006-018
  • Гордеев Р. В. (2018). Конкурентоспособность продукции лесного сектора: новые уроки из анализа внешней торговли // ЭКО, № 9, с. 63–84. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2018-9-63-84
  • Гордеев Р. В., Пыжев А. И. и Зандер Е. В. (2017). Лесопромышленный комплекс Красноярского края: тенденции и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика, Т. 15, № 1(436), с. 4–18. DOI: https://doi.org/10.24891/re.15.1.4
  • Глазырина И. П., Яковлева К. А. и Жадина Н. В. (2015). Социально-экономическая эффективность лесопользования в регионах России // Регионалистика, Т. 2, № 5–6, с. 18–33. DOI: 10.14530/reg.2015.5–6
  • Ильин В. А. и Морев М. В. (2018). Тревожное будущее 2024 года // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, Т. 11, № 3, с. 3–24. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.1
  • Лопатина М. и Ляшок В. (2018). Исполнение майских указов 2012 г.: последствия для бюджетного сектора // Экономическое развитие России, Т. 25, № 9, с. 89–94.
  • Клисторин В. И. (2015). Скромное обаяние государства // ЭКО, № 5, с. 69–81.
  • Колесникова А. В. (2013). Основные проблемы и вызовы в развитии отечественного лесного комплекса // ЭКО, № 11(743), с. 5–25.
  • Курбатова М. В., Донова И. В. и Каган Е. С. (2017). Оценка изменений положения преподавателей российских вузов // Мир России: социология, этнология, Т. 26, № 3, с. 90–116. DOI: 10.17323/1811-038Х-2017-26-3-90-116
  • Минакир П. А. (2018). «Указная» экономика // Пространственная экономика, № 2, с. 8–16. DOI: 10.14530/se.2018.2.008-016
  • Норт Д. К. (1997). Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики, № 3, с. 6–17.
  • Петров А. П. (2013). Экономическая организация использования лесов России в условиях рыночных отношений // Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник, № 4, с. 42–44.
  • Полтерович В. М. (2016). Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, № 5, с. 34–56.
  • Порфирьев Б. Н. (2018). Императивы законодательного обеспечения реализации майского 2018 г. Указа Президента России: пространственный аспект // ЭКО, № 9, с. 177–191. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-9-177-191
  • Пыжев А. И. (2015). Оценка ренты в российском лесном комплексе (по данным аукционов) // Регион: экономика и социология, № 1(85), с. 147–162.
  • Сидорюк А. В. (2012). Модель управления лесными ресурсами в достижении устойчивого развития региона // Terra economicus, Т. 10, № 4-2, с. 120–122.
  • Френкель А. А., Сергиенко Я. В., Тихомиров Б. И. и Сурков А. А. (2018). Экономика России в 2017–2019 годах: предпосылки для прорыва пока не созданы // Экономическая политика, Т. 13, № 5, с. 24–49. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-5-24-49
  • Chang, W.-Y. and Gaston, C. (2016). A trade flow analysis of the global softwood log market: implications of Russian log export tax reduction and New Zealand log production restriction. Forestry, 89(1), 20–35. DOI: 10.1093/forestry/cpv038
  • Elbakidze, M., Andersson, K., Angelstam, P., Armstrong, G. W., Axelsson, R., Doyon, F., Hermansson, M., Jacobsson, J. and Pautov, Y. (2013). Sustained yield forestry in Sweden and Russia: how does it correspond to sustainable forest management policy? Ambio, 42(2), 160–173. DOI: 10.1007/s13280-012-0370-6
  • Glazyrina, I. P. and Zabelina, I. A. (2018). Spatial Heterogeneity of Russia in the Light of the Concept of a Green Economy: The Social Context. Geography and Natural Resources, 39(2), 14–22. DOI: 10.1134/ S1875372818020026
  • Kröger, M. and Raitio, K. (2017). Finnish forest policy in the era of bioeconomy: A pathway to sustainability? Forest Policy and Economics, 77, 6–15. DOI: 10.1016/j.forpol.2016.12.003
  • Le, Q. B., Nkonya, E. and Mirzabaev, A. (2014). Biomass productivity-based mapping of global land degradation hotspots. ZEF–Discussion Papers on Development Policy, 193, 1–57.
  • Naumov, V., Angelstam, P. and Elbakidze, M. (2016). Barriers and bridges for intensified wood production in Russia: Insights from the environmental history of a regional logging frontier. Forest Policy and Economics, 66, 1–10. DOI: 10.1016/j.forpol.2016.02.001
  • Newell, J. P. and Simeone, J. (2014). Russia’s forests in a global economy: how consumption drives environmental change. Eurasian Geography and Economics, 55(1), 37–70. DOI: 10.1080/15387216.2014.926254
  • Proskurina, S., Heinimö, J. and Vakkilainen, E. (2018). Policy forum: Challenges of forest governance: Biomass export from Leningrad oblast, North-West of Russia. Forest Policy and Economics, 95, 13–17. DOI: 10.1016/j.forpol.2018.07.001
  • Siiskonen, H. (2013). From economic to environmental sustainability: the forest management debate in 20th century Finland and Sweden. Environmental Development Sustainability, 15, 1323–1336. DOI: 10.1007/s10668-013-9442-4
  • Sorokin, A., Bryzzhev, A., Strokov, A., Mirzabaev, A., Johnson, T. and Kiselev, S. V. (2016). The Economics of Land Degradation in Russia. In: E. Nkonya, A. Mirzabaev, J. von Braun (Eds.), Economics of Land Degradation and Improvement – A Global Assessment for Sustainable Development, 541–576. Cham: Springer International Publishing. DOI: 10.1007/978-3-319-19168-3_18
  • Trishkin, M., Lopatin, E. and Karjalainen, T. (2015). Exploratory Assessment of a Company’s Due Diligence System against the EU Timber Regulation: A Case Study from Northwestern Russia. Forests, 6, 1380–1396. DOI: 10.3390/f6041380
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429