г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

О политическом завещании Сталина

О политическом завещании Сталина

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 11 (номер 1),

Сейчас молодые люди обращаются к «Капиталу» Маркса, ища в нем помощи в понимании того, что сейчас происходит в России. Довольно большое количество из них видят будущее России в возврате к советскому социализму сталинского периода. Они считают, что крах СССР был связан с искажением послесталинским руководством страны системы, построенной Сталиным. В статье делается попытка разобраться, так ли это. Для этого анализируются важнейшие разделы «политического завещая» Сталина, которым является его работа «Экономические проблемы социализма в СССР». Интерпретация советского экономического строя, осуществленная в этой работе Сталина, была разработана им на базе марксистских понятий. Это было необходимо потому, что деятельность по приходу к власти, а затем по политическому и экономическому строительству, должна была быть обоснована на единой понятийной базе, идущей от Карла Маркса, тексты которого получили в СССР сакральный статус. В статье обсуждаются некоторые понятия марксистской политической экономии с институционалистской точки зрения. Беда существующего на Западе социального порядка состоит, по мнению автора, в том, что важнейшим, если не основным, источником власти являются деньги. Поэтому остается в основном верным положение, высказанное К. Марксом и Ф. Энгельсом в их «Манифесте Коммунистической партии», что «современная государственная власть – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии». Понимание денег как социального института проливает свет на это положение. Для тех, кто желает бороться за справедливый социальный порядок, очень важно понять природу денег и механизмы их производства и функционирования. Рассмотрение денег как товара, имеющееся у Маркса, мало способствует такому пониманию. Анализ, приведенный в статье, основан не только на изучении литературы, но и на личном исследовательском и жизненном опыте автора.

Просмотров статьи: 179

Подробнее

Роль местных бюджетов и муниципальных органов власти в управлении развитием социальной инфраструктуры региона

Роль местных бюджетов и муниципальных органов власти в управлении развитием социальной инфраструктуры региона

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 11 (номер 1),

Рассмотрена экономическая природа доходов местных бюджетов в качестве финансового обеспечения развития социальной инфраструктуры региона. Структура доходов местных бюджетов сегодня свидетельствует об усилении тенденций к централизации бюджетно- финансовых ресурсов, а также о росте удельного веса межбюджетных трансфертов по отношению к налогам. Обоснована необходимость повышения удельного веса доходов (расходов) консолидированного бюджета Волгоградской области по отношению к валовому региональному продукту (ВРП). Рассматривая проблему бюджетного обеспечения социальной инфраструктуры, важно установить приоритеты между расходами на социальные цели и на национальную экономику. Направление средств на экономику создаст предпосылки для роста ВРП и тем самым, с одной стороны, увеличит возможности бюджета в финансировании социальных учреждений, а с другой, уменьшит напряжение на бюджет, поскольку уменьшает потребность в самой социальной защите. Реформирование межбюджетных отношений в РФ потребует установления баланса интересов между органами местного самоуправления и государством. Основой баланса интересов может стать такое распределение доходов, которое дало бы возможность на местах, во-первых, существовать за счет своих, а не взятых в долг средств. Во-вторых, бюджет в совокупности с местными органами власти должен стать источником развития экономики и социальной инфраструктуры территории. На процесс формирования доходов местных бюджетов существенное влияние оказывает муниципальная форма собственности, а также доходы, получаемые от ее реализации. Сделан вывод, что выполнение местными органами власти функций по финансированию социальной инфраструктуры должно опираться на то, что каждое лицо, проживающее на данной территории, или предприятие, расположенное на ней, несут финансовые обязательства в соответствии со своим финансовым положением.

Просмотров статьи: 150

Подробнее

Оценка влияния факторов институциональной среды на развитие институциональной структуры финансовых систем Японии и Сингапура: применение диагностических моделей

Оценка влияния факторов институциональной среды на развитие институциональной структуры финансовых систем Японии и Сингапура: применение диагностических моделей

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 11 (номер 1),

Статья посвящена оценке влияния факторов институциональной среды на развитие институциональной структуры финансовых систем Японии и Сингапура. Раскрыта взаимосвязь уровня сформированности институциональной среды национальной финансовой системы и качества ее институциональной структуры, на формирование и развитие которой оказывают факторы институциональной среды (как внешней и внутренней). Выявлены институциональные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на эффективность функционирования ключевых элементов финансовой системы, и предложены показатели и индикаторы, отражающие уровень развития ее ключевых элементов. Обосновано, что для анализа уровня сформированности институциональной финансовой среды целесообразно использовать показатель финансовой глубины. Проанализированы модели финансового развития и представлены результаты финансового развития Японии и Сингапура, в т.ч. оценки финансовой глубины финансовых систем. При помощи корреляционного анализа были выявлены различные типы взаимосвязей между индикаторами оценки сформированности институциональной среды и показателями финансовой глубины финансовых систем Японии и Сингапура. На основе результатов исследования влияния институциональных факторов на сформированность институциональной среды были предложены критерии отбора переменных, использованных при построении моделей диагностики качества институциональной структуры национальной финансовой системы. Сформулированы условия выбора оптимальных моделей, которые целесообразно использовать в моделях диагностики качества институциональной структуры финансовых систем Японии и Сингапура.

Просмотров статьи: 123

Подробнее

Повышение эффективности реализации конкурентной политики

Повышение эффективности реализации конкурентной политики

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 11 (номер 1),

В статье рассматриваются цели и задачи эффективной реализации конкурентной политики. Необходимость определения приоритетов развития национальной экономики в условиях глобализационных процессов может повысить научный и практический интерес к эффективности реализации государственной конкурентной политики как важного элемента общего экономического потенциала страны. Как свидетельствуют реалии национальной экономики, в Российской Федерации экономический рост в сфере предпринимательства происходит в условиях углубления структурных и рыночных диспропорций использования ресурсного потенциала страны. Поэтому важно создать благоприятные условия для эффективного использования и развития как экономического потенциала субъектов хозяйствования в целом, так и конкурентного потенциала отдельных отраслей и рынков в частности.

Просмотров статьи: 145

Подробнее

Актуальные вопросы развития формы в уголовном судопроизводстве с позиций системно-структурного подхода

Актуальные вопросы развития формы в уголовном судопроизводстве с позиций системно-структурного подхода

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 11 (номер 1),

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития уголовно-процессуальной формы на современном этапе. Предлагаются новые подходы в области теории, связанные с представлением о системно-структурном анализе уголовного процесса и важной роли категории процессуального производства. Дается авторское определение понятия процессуального производства применительно к уголовному процессу, рассматриваются его основные признаки и свойства. На данной основе формулируются некоторые тенденции развития процессуальных форм досудебной и судебной деятельности – суд присяжных, особые порядки судебного разбирательства, сокращенное дознание. Раскрываются отдельные стороны процесса дифференциации процессуальной формы на современном этапе. Автор приходит к обоснованному выводу о сложившейся пестроте процессуальных форм досудебного и судебного производства по уголовному делу и необходимости установления определенной интегративности институтов уголовно-процессуального права в этой части.

Просмотров статьи: 122

Подробнее

Мотивационная составляющая экономических отношений в сфере образования

Мотивационная составляющая экономических отношений в сфере образования

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 11 (номер 1),

Данная статья посвящена исследованию мотивационных аспектов экономических отношений субъектов сферы образования в условиях формирования экономики знаний. Автором статьи изучен и проанализирован отечественный и мировой научный дискурс относительно роли мотивационных факторов в обучении. В ходе исследования установлено, что мотивация выступает ключевым фактором академической активности современного студента, определяет ее качество, продуктивность и эффективность; без мотивации воспроизводство человеческого капитала было бы невозможным. Применение методов и принципов непрерывного обучения является важнейшим аспектом формирования экономики знаний. В этой связи рассмотрение мотивационных аспектов экономических отношений субъектов сферы образования в условиях формирования экономики знаний является весьма актуальным. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной и региональной власти в качестве направлений совершенствования деятельности государственных и региональных структур, а также руководителями предприятий в качестве ориентира по организации производственной деятельности.

Просмотров статьи: 129

Подробнее

Стратегия внедрения зеленых государственных закупок в республике Армении

Стратегия внедрения зеленых государственных закупок в республике Армении

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 11 (номер 1),

В статье рассмотрены суть, характер и значение «устойчивых», «зеленых» или «циклических» закупок как категория, производная от понятия устойчивого развития. Представлена трехмерная модель оценки – типичная для устойчивых или зеленых закупок. Проведен анализ законодательного регламентирования устойчивых или зеленых закупок в странах ЕАЭС. Констатируется, что проблема «устойчивых» закупок еще не включена в повестку государственных закупок властей и правительства Армении. Подчеркивается, что внедрение системы «устойчивых» закупок – задача комплексная, требующая скоординированной работы одновременно в нескольких направлениях, включая: правовое регулирование с элементами императивных положений по применению «устойчивых» закупок в государственных организациях и предприятиях; вопросы организационного плана и администрирования; финансовые и нефинансовые механизмы стимулирования; пропаганду и поощрение «устойчивых» закупок в бизнес-среде; осведомленность граждан в значимости и действенности УЗ – одновременно в решении экономических, экологических и социальных задач; повышение уровня знаний и навыков управленцев всех уровней государственного сектора на предмет устойчивого развития и в том числе «устойчивых» закупок. На первый план выдвигается важность освоения оценки стоимости жизненного цикла комплексных услуг и работ, а также простых закупок продуктов и изделий. Отмечается, что важным компонентом внедрения устойчивых закупок является продвижение «зеленого» поведения потребителей посредством кампаний и мероприятий по стимулированию, повышению осведомленности граждан к поведению экологически чистого потребления и энергосбережения и сохранения окружающей среды. Для правовой регуляции «устойчивых» закупок в РА выдвигается подход реализации краткосрочной и долгосрочной стратегии, первая реализуется на основе действующего закона «О закупках» РА, а вторая – с принятием нового, всеобъемлющего закона о закупках.

Просмотров статьи: 245

Подробнее