г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Экономика развития: неоинституциональный подход Эрнандо де Сото

Экономика развития: неоинституциональный подход Эрнандо де Сото

Журнал институциональных исследований, , Том 6 (номер 4),
с. 6-21

Статья посвящена анализу работ Э. де Сото и их влиянию на экономику развития. Рассматриваются общие черты неоинституционального подхода и особенности их реализации в его книгах «Иной путь» (1989) и «Загадка капитала» (2000).
Первая книга посвящена анализу неформальной экономики. Она состоит из двух частей: эмпирической и теоретической. В эмпирической части он рассматривает три сферы нелегальной деятельности (жилищное строительство, торговлю и транспорт), а в теоретической части исследуются, главным образом, трансакционные издержки.
Для развивающихся стран по-прежнему актуальной является традиционная урбанизация, толчок которой на Западе дала промышленная революция. Однако на Западе параллельно с ростом городов росли и мануфактуры, которые создавали рабочие места для вновь урбанизированного населения. Поэтому не было разрыва между ростом городского населения и ростом занятости в промышленности. Иная ситуация в третьем мире. Здесь темпы роста городского населения значительно опережают темпы роста занятых. Средние масштабы теневой экономики составляли, по оценке Ф. Шнайдера, в конце ХХ века в развивающихся странах 35-44% (от официального ВВП). Поэтому если бы не было нелегального сектора, то важнейшие городские проблемы так и не были бы решены. Руководимый Э. де Сото Институт свободы и демократии провел целый ряд экономических экспериментов для выяснения "цены подчинения закону" в Перу, с тем чтобы определить издержки, которые вынуждены нести лица, желающие заняться обычным легальным бизнесом. Автор "Иного пути" предлагает в связи с этим оригинальную классификацию трансакционных издержек на основе критерия "легальность - нелегальность".
Первая их группа - "цена подчинения закону", т. е. издержки законопослушного поведения. Предприниматель в легальном бизнесе должен нести единовременные "издержки доступа", связанные с получением права заниматься определенным видом экономической деятельности. Получив официальную санкцию на свой бизнес, он должен постоянно нести издержки "продолжения деятельности в рамках закона": платить налоги и социальные платежи, подчиняться бюрократической регламентации производственных стандартов, соблюдать обязательные нормы при руководстве персоналом, нести потери из-за неэффективности судопроизводства при разрешении конфликтов или взыскании долгов.
Делая выбор в пользу нелегальной организации, предприниматель избавляется от "цены подчинения закону", но зато вынужден оплачивать "цену внелегальности". В эту вторую группу трансакционных издержек входят "цена уклонения от легальных санкций" (риск поимки и наказания частично снижается взятками как особой формой страхования), издержки, связанные с трансфертом доходов, повышенные ставки на теневом рынке капиталов, невозможность участвовать в наукоемких и капиталоемких областях производства, относительно слабая защищенность прав собственности, "цена невозможности использовать контрактную систему" (опасность нарушения деловых обязательств) и недостаточная эффективность внеконтрактного права.
Отсутствие легально зафиксированных прав собственности приводит к неэффективному хранению и использованию внелегалами своих ресурсов. К тому же они не могут свободно отчуждать свою собственность или использовать её в качестве залога.
Возникает своего рода порочный круг: рост теневого сектора приводит к сокращению легального. Однако при сохранении уровня общественных расходов это означает необходимость увеличения налогов на легальный бизнес, что приводит к растущей привлекательности теневого сектора и т.д. Поэтому раскол общества на легальный и нелегальный бизнес "оказывает негативное воздействие на экономику в целом, выражающееся в снижении производительности, сокращении инвестиций, неэффективности налоговой системы, удорожании коммунальных услуг, замедлении технического прогресса и многочисленных трудностях в формулировании макроэкономической политики" (De Soto, 1995. P. 216), и отнюдь не освобождает общество от необходимости совершенствования институциональной структуры.
Что же нужно сделать? С точки зрения де Сото, необходимо приблизить правовую систему к действительности. Этому и посвящена вторая работа «Загадка капитала», где автор пытается решить пять загадок:
  • загадку недостающей информации,
  • загадку капитала,
  • загадку политической неосведомленности,
  • забытые уроки истории США,
  • загадку правового бессилия.
Де Сото ставит важный вопрос о том, почему законы о собственности не работают за пределами Запада. Эрнандо де Сото полагает, что значительная часть накопленного в развивающихся странах капитала недокапитализирована. Если на Западе активы ведут двойную жизнь: не только непосредственно используются на хозяйственные нужды, но и являются источником капитала (то есть гарантией получения кредитов), то в третьем мире и бывших соцстранах они этой второй функции не выполняют, тем самым фактически не являются капиталом. Поэтому де Сото выделяет шесть эффектов частной собственности:
  • фиксация экономического потенциала активов, 
  • интеграция разрозненной информации,
  • ответственность собственников,
  • повышение ликвидности активов,
  • развитие общественных связей,
  • паспортизация сделок.
Следствием отрезанности большинства населения от шести положительных эффектов частной собственности является маргинализация общества. Уровень жизни, по его мнению, начнет расти только там и тогда, где и когда правительство изменит законы и систему собственности таким образом, чтобы стимулировать углубление разделения труда. Если же этого не происходит, то стремительно растут масштабы внелегальной экономики.
Концепция де Сото обладает рядом очевидных недостатков. Собственность - не только передаточное устройство, которое отражает и хранит определенную информацию, но прежде всего общественное отношение между людьми. К тому же возникает заметный парадокс: попытка анализировать собственность вне всей системы экономических отношений создает известную оторванность экономического анализа от социального. Собственность - не только готовая предпосылка развития рыночной экономики, но и ее результат. Поэтому неразвитость отношений собственности отражает неразвитость экономических общественных отношений на периферии современного мира.
Работа Э. де Сото положила начало новому направлению неоинституциональных исследований - экономико-правовым концепциям развития (Law and Economics of Development)1.
Конечно же, мы далеки и от того правового фетишизма, который присущ концепции де Сото. Но нельзя не согласиться с автором, что без трансформации системы традиционных институтов, норм и правил, создания необходимых институциональных предпосылок невозможно построить настоящую рыночную экономику. Важно при этом не забывать, что дело не сводится только к изданию хороших законов. Нужно претворить их в жизнь. А для этого необходима разработка механизма enforcement - механизма принуждения, в котором должны быть не только отрицательные, но и положительные стимулы для того, чтобы новые институты обрели плоть и кровь.


Ключевые слова: экономика развития; легальная и внелегальная экономика; неоинституциональный подход; урбанизация; безработица; неполная занятость; цена подчинения закону; цена внелегальности; трансакционные издержки

Список литературы:
  • Buscaglia E. Law and Economics of Development. (http://allserv.rug.ac.be/~gdegeest/0580art.htm).
  • Brackman S., Garretsen H., Van Marrewijk C. and Witteloostuijn A. (2006). Nations and Firms in the Global Economy, Cambridge University Press.
  • Cypher James M. and Dietz James L. (2005). The Process of Economic Development. Routledge, London and New-York.
  • De Soto H. (1989). The Other Path. The Invisible Revolution in The Third World. Harpercollins. (Russian Translation - Moscow, 1995).
  • De Soto H. (2000). The Mystery of Capital: Why Capitalism Triumphs in the West and Fails Everywhere Else. New-York, Bantam Press, (Russian Translation - Moscow, 2001).
  • Development: Theory, Policy and Practice. / Ed. by Jan K. Coetzee, etc. Oxford, 2001.
  • Easterly W. (2002). The Elusive Quest for Growth. The MIT Press, Cambrige. Gillis M., Perkins D. H., Roemer M. and Snodgrass D. R. (1996). Economics of Development. 4th Ed. N.Y.
  • Ingham B. (1995). Economics and Development, L.
  • Inozemtsev V. (2001). Attempts to revive the great illusion // Latin Amerika Journal, no. 3. (In Russian).
  • Mier G. and Raush J. (2000). Leading Issues in Economic Development 7th Ed. Oxford.
  • Nureev R. (2013). Development Economics: the models of genesis of market economy. 2nd edition, Moscow. (In Russian).
  • Nureev R. (2014). Survey of the History of Institutionalism. 2nd edition, Rostov- on-Don. (In Russian).
  • Oleynik A. (1999). Institutional economic. Topic 6. Shadow Economy // VOPROSYECONOMIKI, no. 6. (In Russian).
  • Preston R. W. (2000). Development Theory, an Introduction. Blackwell Publishers.
  • Schneider F. and Anst D. (2002). Lurking in the shadows. The growth of the underground economy. Whashington, DC. IMF. (In Russian).
  • Szirmai A. (2005). The Dinamics of Socio-Economic Development. An Introduction. Cambridge University Press.
  • Thirlwall A. P. (2006). Growth & Development with special reference to developing economies 8th Ed. London, NY.
  • Van den Berg H. (2001). Economic Growth and Development. Lincoln.
  • Wayne Nafziger E. (2006). Economic Development. 4th ed. Cambridge University Press.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2076-6297