г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Учение о «справедливой цене» Фомы Аквинского: предпосылки возникновения, закономерности развития и особенности интерпретации

УЧЕНИЕ О «СПРАВЕДЛИВОЙ ЦЕНЕ» ФОМЫ АКВИНСКОГО: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Журнал институциональных исследований, , Том 7 (номер 1),

Статья посвящена предпосылкам возникновения и закономерностям развития учения о «справедливой цене» Фомы Аквинского. Показываются противоречия обмена сельскохозяйственной продукции на городские товары и услуги, возникшие в условиях развитого феодализма. Для сельскохозяйственных товаров, поступающих на городской рынок, была характерна ситуация, приближающаяся к свободной конкуренции, тогда как городские цеха старались создать монопольные условия для производства и реализации своей продукции, что объективно приводило к искажению цен. В этих условиях разработка проблемы «справедливой цены» становится чрезвычайно актуальной. В статье показывается, как схоластика, используя теологическую методологию, пыталась решить эту проблему.

Стремление к наживе осуждалось, считалось порочным, а грех сребролюбия рассматривался источником всех зол. Эта традиция восходила к толкованию Евангелия от Матфея Иоанном Златоустом. Александр Гэльский одним из первых предпринял попытку реабилитации торговой деятельности и даже попытался критиковать положение Псевдо-Златоуста о том, что купец не угоден Богу. В «Сумме всего богословия» Александр Гельский пишет, что нравственные качества прибыли зависят от 6 обстоятельств:

1. От личности продающего (что позволено мирянам, то не позволено монахам);

2. Его намерений (удовлетворение потребностей или стремление к наживе);

3. Способа продажи (честным путем или обманом);

4. Времени торговли (в будние или праздники, предназначенные для молитвы или служению Богу);

5. Места продажи (на рынке или в святых местах);

6. Отношения к покупателям (выражающегося в уровне – завышенной или нормальной – продажной цены).

Анализируются аргументы, лежащие в основе обоснования учения о «справедливой цене», показывается эволюция самой концепции на протяжении XII – XIV веков, а также ее связь с учением схоластов о проценте. В статье рассматриваются различные оценки концепции «справедливой цены» Фомы Аквинского, возникшие в истории экономической мысли. Критически анализируется «вклад» Фомы Аквинского в разработку трудовой теории стоимости. Такой неоднозначный подход к «справедливой» цене привел к тому, что одни исследователи считали Фому Аквинского предтечей трудовой истории стоимости: И. М. Кулишер (1906), R. H. Tawney R. H. (1926), J.-B. Kraus (1930), S. Hagenauer (1931), A. Fanfani (1935), О. В. Трахтенберг (1957), Ю. Майка (1994), - а другие пытались примерить его взгляды с теорией полезности (поскольку именно потребность выступала у Аквината целью осуществления торговли), пытаясь примерить два начала потребительское и трудовое: Contzen H. (1869), Schreiber E. (1913), Scbilling O. (1923), De Roover R. (1958), Р. М. Нуреев (2005). Поэтому во второй половине XX века многие исследователи отказались от рассмотрения «справедливой цены» как основы стоимости, а стали отожествлять ее с текущей рыночной ценой: A. Sapori (1955), J. T. Noonan (1957), L. W. Baldwin (1959), Т. Д. Стецюра (2010). В статье анализируются доводы «за» и «против» в пользу каждого из этих подходов.


Ключевые слова: средневековый город; цеховой строй; купеческий и ростовщический капитал; ментальность эпохи феодализма; торговая прибыль; «справедливая цена»; схоластика; Фома Аквинский; учение о проценте

Список литературы:
  • Аверинцев С. С. (2003). Схоластика. В кн.: Словарь средневековой культуры. М.: РОСПЭН.
  • Аристотель (1978-1984). Соч. в 4-х тт. М.: Мысль.
  • Библия. М.: Российское Библейское общество, 2011.
  • Блок М. (2003). Феодальное общество. М.: Издательство им. Сабашниковых. Кн. 2, с. 64-124.
  • Бродель Ф. (1997). Что такое Франция? Люди и вещи. М.: Изд-во им. Сабашниковых. Ч. 2.2. Гл. 3 (разд. 1, 2, 4, 5).
  • Ле Гофф Ж. (1992). Цивилизация средневекового Запада. М.: Издательская группа Прогресс. Прогресс-Академия. Ч. 2.
  • Ле Гофф Ж. (2007). Рождение Европы. СПб.: «Александрия».
  • Ле Гофф Ж. (2010). Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии. Спб. ЕВРАЗИЯ.
  • Дюби Ж. (2002). Время соборов: искусство и общество 980-1420 годов. М.: Ладомир.
  • Гуревич А. Я. (1984). Категории средневековой культуры. 2-е изд. М., с. 225-295.
  • Гуревич А. Я. (1990). Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство. Ч. I, с. 15-64.
  • История средних веков. Т. 1, 2 / Под ред. С. П. Карпова. М., 2001.
  • Кулишер И. М. (1906). Эволюция прибыли с капитала в связи с развитием промышленности и торговли в Западной Европе. Спб.
  • Майка Ю. (1994). Социальное учение католической церкви Рим, Люблин.
  • Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. (http://libelli.ru/marxism/me_ss2.htm).
  • Нуреев Р. М. (1989). Экономический строй докапиталистических формаций. (Диалектика производительных сил и производственных отношений). Душанбе.
  • Нуреев Р. М. (2005). Й. А. Шумпетер: роль схоластики в истории экономического анализа // Экономический вестник Ростовского Государственного университета, Т. 3, № 4, с. 20-27.
  • Роббинс Л. (2013). История экономической мысли. Лекции в Лондонской школе экономики. М.: Изд-во Института Гайдара. Лекция 3.
  • Сказкин С. Д. (1973). Избранные труды по истории. М., с. 34-38, 105-113.
  • Словарь средневековой культуры. Под общей редакцией А. Я. Гуревича. М.: РОСЛЭН, 2003.
  • Стецюра Т. Д. (2010). Хозяйственная этика Фомы Аквинского. М. Гл. V.
  • Трахтенберг О. В. (1957). Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М.
  • Шумпетер Й. (1982). Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс. Гл. 5.
  • Шумпетер Й. (2001). История экономического анализа. В 3-х тт. Т. 1. СПб.
  • Эшли У. Дж. (1897). Экономическая история Англии в связи с экономической теорией. М.
  • Abel W. (1962). Geschichte der deutschen Landwirtschaft von fruhen Mittelalter bis zum 19. Jahrhundert Stuttgart.
  • Baldwin L. W. (1959). The Medieval Theories od the Just Price. Romanists, Canonists and Theologians in the Twelfth and Thirteenth Centures // Transactions of the American Philosophical Society. Philadelphia, vol. 49.
  • Contzen H. (1869). Geschichte der volkswirtschaftlichen Literatur. Leipzig.
  • Fanfani A. (1935). Catholicism, Protestantism and Kapitalism. N. Y.
  • Greif A. (2001). Lessons from Medieval Trade «On the History of the Institutional Foundations of Impersonal Exchange: From Communal to Individual Responsibility in Pre-modern Europe». Stanford.
  • Greif A. (2006). Institutions and the Path to the Modern Economy. Cambridge University Press.
  • Hagenauer S. (1931). Das «justum pretium» bei Thomas von Aquin, Ein Beitrag zur Geschichte der objektiven Werttheorie, Stuttgart.
  • Kraus J.-B. (1930). Scholastik, Puritanismus and Kapitalismus. Leipzig.
  • Munro J. (2000). «Wage-Stickiness, Monetary Changes, and Real Incomes in Late-Medieval England and the Low Countries, 1300-1450: Did Money Really Matter?». (http://repec.economics.utoronto.ca/files/UT-ECIPA-MUNRO-00-03.pdf).
  • Murray A. (1978). Reason and Society in the Middle Ages. Oxford University Press.
  • Noonan J. T. (1957). The Scholastic Analysis of Usury. Cambridge (Mass.).
  • De Roover R. (1958). The Concept of the Just Price: Theory and Economic Policy // The Journal of Economic History, vol. 18, no. 4.
  • Rost K., Inauen E., Osterloh M. and Frey B. (2008). The Corporate Governance of Benedictine Abbeys: What can Stock Corporations Learn from Monasteries? (http://www.iew.uzh.ch/wp/iewwp374.pdf).
  • Sapori A. (1955). Il giusto prezzo nella dottrina di San Tommaso e nella pratica del suo tempo // Sapori A. Studi di storia economica. Secoli XIII-XIV-XV. Firenze, vol. 1.
  • Scbilling O. (1923). Die Staats-und Soziallehre des hl. Thomas von Aquin. Paderborn.
  • Schreiber E. (1913). Die volkswirtschaftlichen Anschauungen der Scholastik seit Thomas von Aquin. Jena, 3, VIII, 246 I.
  • Tawney R. H. (1963). Religion and te Rise of Capitalism. (1 ed. – 1926).
  • Tomas Aquinas. (1901). Summa Theologica. Taurini, vol. 1-6.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
ISSN: 2076-6297