г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Оценка степени значимости эффектов внешнего контроля деятельности преподавателей вузов

Оценка степени значимости эффектов внешнего контроля деятельности преподавателей вузов

Журнал институциональных исследований, , Том 7 (номер 3),

В последние десятилетия изменилась государственная политика в отношении высшего образования. Эти изменения оказались частью общих программ повышения эффективности общественного сектора. Правительства разных стран провели демонтаж ранее сложившейся системы государственного регулирования высшего образования и предприняли попытку выстроить в отрасли квазирыночные структуры. В современных исследованиях экономики образования подобные преобразования подаются как своевременная и прогрессивная реформа, причем акцент делается на замещении бюрократического управления механизмами конкуренции и современными менеджеральными инструментами. Ортодоксально рыночному подходу оппонируют экономико-институциональные и социологические исследования последствий развития квазирынков и внедрения менеджеральных инструментов в систему управления высшим образованием. В них обращается внимание на то, что в общественном секторе приемы оценки результатов и повышения эффективности деятельности организаций и работников, характерные для частного сектора, нередко дают результаты, отличные от ожидаемых. В данном исследовании для проведения оценки последствий внедрения менеджеральных инструментов внешнего контроля деятельности преподавателей вузов используется методика, основанная на выделении отдельных структурных составляющих (эффектов) и построении на их основе многоуровневой иерархической модели. Каждая составляющая этой модели (отдельный эффект) характеризуется степенью значимости (важностью) и степенью выраженности. В данной статье проведена систематизация и приведены результаты оценки степени значимости эффектов внешнего контроля деятельности преподавателей российских вузов, внедряемых в условиях развития квазирыночных механизмов функционирования системы высшего образования.


Ключевые слова: новый государственный менеджмент; высшее образование; преподаватель; академические стандарты; внешний контроль; формализация деятельности.

Список литературы:
  • Андрущак Г. В. (2005). Квазирынки в экономике общественного сектора // Вопросы образования, № 4, с. 346-364.
  • Баранов И. Н. (2012). Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента, Т. 10, № 1, с. 51–64.
  • Давыдова И. А. и Козьмина Я. Я. (2014). Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов // Вопросы образования, № 4, с. 169-183.
  • Дим Р. (2004). «Новыйменеджериализм» и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании // Вопросы образования, № 3, с. 44-56.
  • Гилл Р.(2009). Прервать молчание. Скрытые травмы неолиберальной академии. (http://www.socialcompas.com/2014/02/14/prervat-molchanie-skry-ty-etravmy-neoliberal-noj-akademii/ - Дата обращения: 13.07.2015).
  • Каган Е. С. (2015). Построение комплексных оценок эффективности деятельности вуза и публичной формализации деятельности преподавателя // Известия Алтайского государственного университета, Т. 1, № 1 (85), с. 152-157.
  • Контракты в академическом мире (2011). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 392 с.
  • Крулл В. (2011). Стимулирование конкуренции и креативности в сфере высшего образования Германии и Европы // Вопросы образования, № 2, с. 151-162.
  • Кузьминов Я. и Юдкевич М. (2007). Академическая свобода и стандарты поведения // Вопросы экономики, № 6, с. 80-93.
  • Курбатова М. В. (2013). Не только зарплата: преподаватели вузов на пути превращения в «винтик» производства образовательных услуг // ЭКО, № 10, с. 110-122.
  • Курбатова М. В. и Донова И. В. (2015). Эффекты внешнего контроля деятельности преподавателей российских вузов // Вестник Омского университета. Серия «Экономика», № 2, с. 17-27.
  • Ле Гранд Д. (2011). Другая невидимая рука: предоставление общественных услуг на основе выбора и конкуренции. М.: Изд. Института Гайдара, 240 с.
  • Маркс Дентон (2005). Академические стандарты как общественные блага. Возможности для оппортунистического поведения // Вопросы образования, № 4, с. 127-151.
  • Павлюткин И. В. (2004). Управление университетом в условиях новой рыночной ситуации (к концепции «нового менеджериализма») // Вопросы образования, № 3, с. 57-65.
  • План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р. (2014). (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162797/ - Дата обращения: 27.07.2015).
  • Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р). (2013). (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138313 – Дата обращения: 30.07.2015).
  • Сигман К. (2008). «Новый государственный менеджмент» в российском высшем образовании // Russie.Nei.Visions, no. 30. Париж: IFRI. (http://www.ifri.org/index.php?page=contribution-detail&id=5741&id_provenance=97 – Дата обращения: 28.06.2015).
  • Тамбовцев В. Л. (2004). Государственное регулирование государства: вопросы теории, международный опыт, российские реформы. М.: Российско-Европейский центр экономической политики, 36 с.
  • Тамбовцев В. Л. (2006). Конечные результаты отрасли образования ипроблемы их измерения образовательных технологий // Вопросы образования, № 1, с. 5-24.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». (2013). (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182943 – Дата обращения: 26.07.2015).
  • Хед С. (2011). Что угрожает британским университетам? // Вопросы образования, № 2, с. 282-295.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6039
ISSN: 2076-6297