г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Перемены в модели рационального экономического поведения, вызванные развитием интернет-торговли

Перемены в модели рационального экономического поведения, вызванные развитием интернет-торговли

(Journal of Institutional Studies) Журнал институциональных исследований, , Том 8 (номер 1),

В статье рассматриваются истоки понятия «рациональность» и его трансформация в рамках экономической науки. По мнению автора, рациональность – фундаментальное понятие как философской, так и экономической наук. А изменения в модели рационального поведения в значительной степени влияют на неформальные институты (в краткосрочной перспективе) и на формальные (в долгосрочном периоде).
 
В статье говорится о значительных переменах, происходящих с человечеством прямо сейчас. Сегодня становится все труднее описать поведение людей единой концепцией рациональности. Сейчас люди живут в мире, развивающемся с невиданными ранее скоростями, с невообразимым количеством информации, бесчисленным количеством задач и социальных контактов. Этому способствует, прежде всего, развитие Интернета и инструментария в рамках него. Уже с середины XX века реклама и маркетинг формировали повестку дня людей наравне с политикой и сводками новостей. Медийный ресурс брендов сегодня сопоставим с ресурсом некоторых политических партий и даже телеканалов. А это значит, что реклама сегодня – один из главных факторов, влияющих на сознание потребителей и на их поведенческую модель, главной особенностью которой являлась и является предпосылка рациональности или обоснованности действий.
 
Автор анализирует изменения модели рациональности с течением времени и, прежде всего, изменения, вызванные развитием интернет-маркетинга, а также инструментов по мониторингу активности пользователей и воздействию на принятие решений в Сети. В заключении дается ряд рекомендаций, с помощью которых автору представляется возможным сохранение потребителями определенной независимости при принятии решений в интернет-среде.


Ключевые слова: рациональность; теория принятия решений; поведенческая экономика; экономическая теория; история философии; интернет-маркетинг.

Список литературы:
  • Беккер Г. (1993). Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS, Вып. 1.
  • Зотин А. (2011). Вычислить человеческое безумие // Журнал «Финанс», № 7-8. (http://www.finansmag.ru/96731/).
  • Канеман Д. (2002) «Отражение ограниченной рациональности: перспективы исследования интуитивного суждения и выбора» (Нобелевская лекция).
  • Маршалл А. (1980). Основы политической экономии. М., Т. 2.
  • Мирман С. Д. (2013). Новые правила маркетинга и PR: как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем М.: Альпина Паблишерз.
  • Нуреев Р. М. (2005). Теория общественного выбора. Курс лекций. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ.
  • Саймон Г. (1993). Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS, Вып. 3.
  • Попов В. В. и Щеглов Б. С. (2006). Теория рациональности (неклассический и постнеклассический подходы). Учеб. пособие. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та.
  • Сорина Г. В. (2009). Философско-методологические основания теории принятия решений. Модели рассуждений – 2: аргументация и рациональность. Калининград: Изд-во Российского государственного университета им. И. Канта.
  • Уильямсон О. И. (1996). Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. Санкт-Петербург: Лениздат, CEV Press.
  • Шаститко А. Е. (2006). Модели человека в экономической теории: уч.пос. МГУ. М.: ИНФРА-М.
  • Akerlof G. A. (1970). The Market for "Lemons": Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics, vol. 84.
  • Fjeldsoe B., Marshall A. and Miller Y. (2009). Behavior change interventions delivered by mobile telephone short-message service // American Journal of Preventive Medicine, no. 36(2), pp. 165-73.
  • J'son & Partners Consulting, (2014). Обзор Российского рынка интернет-торговли. (http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/obzor-rossiyskogo-rynka-internettorgovli-2014-g-20150202063902 – Дата обращения: 20.01.2016).
  • Metzger M., Flanadin A. and Medders R. (2010). Social and heuristic approaches to credibility evaluation online // Journal of Communication, no. 60(3).
  • Nelson R. (2008). Bounded rationality, cognitive maps, and trial and error learning // Journal of Economic Behavior & Organization, pp. 78–89.
  • TNS Web Index. (2015). Аналитический отчет. (http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/ - Дата обращения: 25.01.2016).
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297