Реформы в сфере высшего образования: роль институтов и социального капитала
Реформы в сфере высшего образования: роль институтов и социального капитала
Вольчик Вячеслав Витальевич
доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Кривошеева-Медянцева Дарья Дмитриевна
аспирант, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
аспирант, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований),
2016, Том
8
(номер 2),
Реформы в российской сфере образования направлены на модернизацию и повышение эффективности и качества образовательного процесса. Сфера образования производит не только услуги, которые имеют признаки общественных, смешанных и доверительных благ, но и представляет собой специфическую организационную структуру, основанную на эволюционно сложившихся ценностях, институтах и социальном капитале. Академические свободы и самоуправление составляют важнейшие ценности, на которых традиционно базируется высшее образование. Социальный капитал может рассматриваться через призму трех элементов доверия, вовлеченности (укорененности) и социальной интеграции, которые необходимо учитывать при формировании целей и инструментов институциональных и организационных реформ в сфере образования. Однако в ходе реформирования сферы образования в России и за рубежом очень часто используется формалистский подход. Использование методов управления бизнесом при реформировании сферы образование вступает в конфликт с фундаментальными ценностями образования как специфической сферы человеческой деятельности. Анализ дискурсов основных акторов сферы образования Ростовской области показал, что бюрократизация, перманентные изменения правил и вымывание академических свобод воспринимаются как значимые факторы, оказывающие влияние на качество образовательных услуг и эффективность организаций сферы высшего образования. Реформы разрушают старые институты и организационные структуры, но вследствие асинхронности изменения институтов и механизмов регулирования новые институты не всегда успевают эффективно заменить старые, что может приводить к неэффективности и обусловливает необходимость изучения закономерностей институциональных и организационных трансформаций.
Ключевые слова:
высшее образование; институциональные изменения; социальный капитал; бюрократия; доверие; институциональная экономика.
Список литературы:
- Вольчик В. В. (2011). Институты, экономическая координация и неявное знание // TERRA ECONOMICUS, Т. 9, № 2, с. 17-22.
- Вольчик В. В. (2012). Проблема доверия и модернизация институтов // TERRA ECONOMICUS, Т. 10, № 2, с. 12-18.
- Вольчик В. В., Филоненко Ю. В. и Кривошеева-Медянцева Д. Д. (2015). Адаптивная рациональность, адаптивное поведение и институты // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), Т. 7, № 4, с. 138-155.
- Грэхэм Л. (2014). Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. М.: Манн, Иванов и Фербер.
- Ефимов В. М. (2016). Экономическая наука под вопросом: иные методология, история и исследовательские практики: Монография. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М.
- Интервью с Р. Коузом. (1999). // Квартальный бюллетень Клуба экономистов, Вып. 1, № 4.
- Квале С. (2003). Исследовательское интервью. М.: Смысл.Курбатова М. В. (2013). Не только зарплата: преподаватели вузов на пути к превращению в «винтик» производства образовательных услуг // ЭКО, № 10, с. 110-122.
- Курбатова М. В., Левин С. Н. и Каган Е. С. (2010). Структура социального капитала как фактор институционального развития региона // Общественные науки и современность, № 6, с. 37-51.
- Курбатова М. В., Левин С. Н. и Каган Е. С. (2013). Структура социального капитала предпринимателей в их взаимодействии с региональной властью // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), Т. 5, № 4, с. 108-126.
- Мизес Л. (2006). Бюрократия. Запланированный хаос. Челябинск: Социум.
- Резерфорд М. (2012). Полевые, тайные и включенные наблюдатели в американской экономике труда: 1900-1930 годы // TERRA ECONOMICUS, Т. 10, № 4, c. 91-106.
- Тамбовцев В. Л. (2015a). Социальная политика: нерешенная задача научного обоснования // Общественные науки и современность, № 6, с. 5-13.
- Тамбовцев В. Л. (2015б). О научных основаниях реформ в сфере высшего образования // Вестник Омского университета. Серия «Экономика», № 2, с. 66-70.
- Уильямсон О. (1993). Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS, Вып. 3, с. 39-49.
- Хайек Ф. А. (2000а) Использование знания в обществе. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изогран.
- Хайек Ф. А. (2000б). Экономический расчет при социализме (III): конкурентное «решение». Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изогран.
- Bourdieu P. (1997). “The Forms of Social Capital.” In Education, Culture, Economy, Society, edited by A. Halsey, H. Lauder, P. Brown, and A. Stuart-Wells. Oxford: Oxford University Press.
- Fatima M., Shafique M., Qadeer F. and Ahmad R. (2015). HR Practices and Employee Performance Relationship in Higher Education: Mediating Role of Job Embeddedness, Perceived Organizational Support and Trust // Pakistan Journal of Statistics and Operation Research, vol. 11, no. 3, pp. 421-439.
- Fuller C. (2014). Social Capital and the role of trust in aspirations for higher education // Educational Review, vol. 66, no. 2, pp. 131–147.
- Harvey M. G., Sigerstad T., Kuffel T. S., Novicevic M. M. and Keaton P. N. (2006). Faculty role categories: A dean's management challenge // Journal of Education for Business, vol. 81, no. 4, pp. 230-236.
- Hoy W. K. and Tschannen-Moran M. (1999). Five faces of trust: An empirical confirmation in urban elementary schools // Journal of School Leadership, no. 9, pp. 184–208.
- Hoy W. K. and Tschannen-Moran M. (2003). The conceptualization and measurement of faculty trust in schools: The omnibus T-scale. In W. Hoy & C. Miskel, (Eds.), Studies in leading and organizing school, pp. 181–208. Greenwich, CT: Information Age Publishing.
- Jonasson C., Normann J. and Lauring J. (2014). Faculty trust, conflict and the use of knowledge in an international higher education context // Journal of Educational Sciences and Psychology, vol. IV, no. 2, pp. 1-14.
- Kahneman D. (2011). Thinking, fast and slow, New York: Farrar, Straus and Giroux.
- Luhmann N. (1979). Trust and power. Chichester: Wiley.
- Luhmann N. (1988). Familiarity, confidence and trust: problems and alternatives. In D.G. Gambetta (Ed.), Trust: making and breaking cooperative relations, pp. 94-107. New York: Blackwell.
- Mitchell T. R., Holtom B. C., Lee T. W., Sablynski C. J. and Erez M. (2001). Why people stay: Using job embeddedness to predict voluntary turnover // Academy of Management Journal, vol. 44, no. 6, pp. 1102-1121.
- Morrow V. (1999). Conceptualising Social Capital in Relation to the Well Being of Children and Young People: A Critical Review // The Sociological Review, vol. 47, no. 4, pp. 744–765.
- Oguz F. (2010). Hayek on tacit knowledge // Journal of Institutional Economics, vol. 6, no. 2, pp. 145-165.
- Power M. (2004). Counting, control and calculation: reflections on measuring and measurement // Human Relations, vol. 57, no. 6, pp. 765–783.
- Putman R. (2000). Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon and Schuster.
- Putnam R. (2001). Social capital: Measurement and consequences // Canadian Journal of Policy Research, vol. 2, no. 1, pp. 41-51.
- Rhoades L. and Eisenberger R. (2002). Perceived organizational support: a review of the literature // Journal of Applied Psychology, vol. 87, no. 4, 698-714.
- Sahlberg P. (2006). Education Reform for Raising Economic Competitiveness // Journal of Educational Change, vol. 7, no. 4, pp. 259-287.
- Salaran M. (2010). Research productivity and social capital in Australian higher education // Higher Education Quarterly, vol. 64, no. 2, pp. 133-148.
- Sidhu R. (2013). Risky custodians of trust: Instruments of quality in higher education // International Education Journal: Comparative Perspectives, vol. 9, no. 1, pp. 69-84.
- Smith P. A. and Shoho A. R. (2007). Higher Education Trust, Rank and Race: A Conceptual and Empirical Analysis // Innovative Higher Education, no. 32, pp. 125-138.
- Tonkaboni F., Yousefy A. and Keshtiaray N. (2013). Description and Recognition the Concept of Social Capital in Higher Education System // International Education Studies, vol. 6, no. 9, pp. 40-50.
Издатель:
ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297