г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности

Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 8 (номер 3),

Российское правительство в настоящее время проводит реформы системы высшего образования, активно внедряет в управление инструменты нового государственного менеджмента. Внедрение этих инструментов сопровождается превращением вузов в клиентоориентированные организации, а преподавателей – в обычных наемных работников. Происходит замещение стимулов, основанных на действующих неформальных нормах академических стандартов и репутационных механизмах контроля, на стимулы, задаваемые квазирыночными условиями, искусственно формируемыми государством и соответствующими им механизмами внешнего оценивания и контроля. Неизбежным результатом становится изменение используемых преподавателями практик «следования своим интересам», более широкое распространение его «сильной формы» – оппортунизма. Целью данной статьи является характеристика форм проявления оппортунистического поведения преподавателей вузов, формирующихся в результате изменения природы преподавательского контракта в условиях менеджериализации управления вузами. На основе анализа данных двух волн экспертного опроса по проблемам оценки последствий внедрения механизмов внешнего оценивания их деятельности и анкетного опроса преподавателей более 40 российских вузов разного статуса описаны основные формы проявления оппортунизма преподавателей и дана оценка степени их выраженности; выделены стратегии поведения преподавателей, которые представлены как сочетание разной степени выраженности используемых практик оппортунистического поведения; показано, как связаны между собой несоблюдение академических свобод и выбор преподавателями вузов данных стратегий поведения. Обосновано, что преподаватели российских вузов, в зависимости от накопленных запасов человеческого и социального капитала, а также от ресурсных возможностей отдельных вузов, выбирают разные стратегии следования своим интересам, различающиеся по уровню отлынивания в разных направлениях деятельности. Все это сопровождается ухудшением академической среды, ограничением академических свобод и снижением академических стандартов.


Ключевые слова: реформы образования; университет; академические свободы; академические стандарты; внешний контроль; оппортунистическое поведение; отлынивание; интегральная оценка.

Список литературы:
  • Абрамов Р. Н., Груздев И. А. и Терентьев Е. А. (2015). Академический профессионализм в эпоху перемен: ролевые субидентичности и трансформация бюджетов времени // Мониторинг общественного мнения, № 6, с. 136-152.
  • Балацкий Е. В. (2014). Оценка академической ренты // Вопросы экономики, № 10, с. 97-113.
  • Балацкий Е. В. (2015). Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России, № 4, с. 72-98.
  • Баранов И. Н. (2012). Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента, Т. 10, № 1, с. 51–64.
  • Бесс Дж. Л. (2011). Контракты, бюрократия и мотивация преподавателей: возможные эффекты отсутствия постоянного найма // Контракты в академическом мире. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, с. 57-90.
  • Вольчик В. В. (2013). Реформирование российской системы высшего образования: роль мифов и институтов // Terra Еconomicus, № 2, с. 94-103.
  • Дим Р. (2004). «Новый менеджериализм» и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании // Вопросы образования, № 3, с. 44-56.
  • Каган Е. С. (2015). Построение комплексных оценок эффективности деятельности вуза и публичной формализации деятельности преподавателя // Известия Алтайского государственного университета, Т. 1, № 1(85), с. 152-157.
  • Козьмина Я. Я. (2014). Предпочтения преподавателей вузов относительно научной деятельности и преподавания // Вопросы образования, № 3, с. 135-151.
  • Кузьминов Я. и Юдкевич М. (2007). Академическая свобода и стандарты поведения // Вопросы экономики, № 6, с. 80-93.
  • Курбатова М. В. и Каган Е. С. (2015). Оценка степени значимости эффектов внешнего контроля деятельности преподавателей вузов // Журнал институциональных исследований, Т. 7, № 3, с. 122-143.
  • Маккормик Р. Э. и Майерс Р. Э. (2011). Управление университетом: взгляд с точки зрения прав собственности // Контракты в академическом мире. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, с. 127-158.
  • Маркс Дентон (2005). Академические стандарты как общественные блага. Возможности для оппортунистического поведения // Вопросы образования, № 4, с. 127-151.
  • Мониторинг экономики образования. Индикаторы экономики образования. Суммарное рабочее время штатных преподавателей образовательных организаций высшего образования (часов в неделю). (https://www.hse.ru/data/2016/06/21/1116119242/%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%20(dragged)%207.pdf - Дата обращения: 01.08.2016).
  • Ридингс Б. (2010). Университет в руинах. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 304 с.
  • Рощина Я. М. и Юдкевич М. М. (2009). Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? // Вопросы образования, № 3, с. 203–228.
  • Тамбовцев В. Л. (2005). Реформы российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики, № 3, с. 4-19.
  • Тамбовцев В. Л. (2006). Конечные результаты отрасли образования и проблемы их измерения образовательных технологий // Вопросы образования, № 1, с. 5-24.
  • Тамбовцев В. и Рождественская И. (2014). Реформа высшего образования в России: международный опыт и экономическая теория // Вопросы экономики, № 5, с. 97-108.
  • Уильямсон О. И. (1993). Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS, Т. 1, Вып. 3, с. 39-49.
  • Хед С. (2011). Что угрожает британским университетам? // Вопросы образования, № 2, с. 282-295.
  • Эндерс Ю. (2011). Кафедральная система в переходный период: назначения, повышения и барьеры на вход в профессию в немецком высшем образовании // Контракты в академическом мире. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, с. 195-227.
  • Breaking the Silence: The Hidden Injuries of Neo-Liberal Academia (2010). / Ryan-Flood, Róisín; Gill, Rosalind. Secrecy and silence in the research process: feminist reflections. ed. / Róisín Ryan-Flood; Rosalind Gill. Abingdon, Oxon; New York, NY: Routledge, pp. 228-244.
  • Chomsky N. (2014). On Academic Labor // Counterpunch Magazine. (http://www.counterpunch.org/2014/02/28/on-academic-labor/).
  • Jarvis H. and Pratt A. (2006). Bringing it All Back Home: The Extensification and «Overflowing» of Work: The Case of San Francisco’s New Media Households. Geoforum, 37, pp. 331-339. (http://eprints.lse.ac.uk/854/1/Bringing_it_all_back_home_(LSERO).pdf).
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297