Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса
Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса
Мареева Светлана Владимировна
кандидат социологических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Центр стратификационных исследований, зав.центром, Институт социологии РАН, Центр комплексных социальных исследований, c.н.с., г. Москва, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
кандидат социологических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Центр стратификационных исследований, зав.центром, Институт социологии РАН, Центр комплексных социальных исследований, c.н.с., г. Москва, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), 2017, Том 9 (номер 1),
В статье на данных общероссийских репрезентативных исследований ИС РАН 2014-2016 гг. проведен анализ особенностей потребления среднедоходных слоев в условиях кризиса. Показано, что хотя в современном российском обществе среднедоходные группы составляют сегодня большинство, они при этом не могут быть напрямую соотнесены со средним классом в его классовой трактовке. При этом среднедоходные слои неоднородны между собой по многим признакам, в том числе и особенностям потребления. Их стандарт жизни остается достаточно скромным, хотя и заметно превышает стандарт выживания, а новые экономические условия привели к широкому распространению среди них практик экономии – прежде всего, на потреблении, затем – на отдыхе. Экономия достаточно серьезно повлияла и на инвестиции в человеческий капитал – образование и медицинские услуги (в большей степени экономия этого типа свойственна представителям нижней среднедоходной группы, чем верхней). Хотя представители средних слоев достаточно активно используют платные медицинские услуги (и относительно реже – образовательные), причиной этого заметно чаще является отсутствие или недоступность бесплатных аналогов, нежели поиск услуг более высокого качества, т.е. это для них в определенной степени вынужденный выбор. Обновление товарного набора средних слоев в условиях кризиса проходит не так активно, но их стандартные наборы товаров длительного пользования за последние два года все же достаточно заметно расширились – прежде всего, за счет относительно сложной техники, которую они постепенно переводят из разряда инновационной в состав расширенного набора. В этом плане верхняя среднедоходная группа успешно выполняет функцию инновационного потребителя.
Ключевые слова: доходы; потребление; среднедоходные слои; средний класс; стратегии адаптации.
Список литературы:
- Авраамова Е. М. и Малева Т. М. (2014). Эволюция российского среднего класса: миссии и методология // Общественные науки и современность, с. 5-17.
- Гонтмахер Е. Ш. (2013). К характеристике современного российского среднего класса // ИНСОР. Аналитический бюллетень, июнь 2013 «Развитие среднего класса» (материалы российско-германской дискуссии).
- Горшков М. К. (2015). Средний класс как отражение экономической и социокультурной модели современного развития России // Социологические исследования, № 1, с. 35-44.
- Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Попова Д. О. и Шепелева Е. В. (2013). Изменения в доходах и потреблении российских домашних хозяйств: от бедности к среднему классу // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, с. 7-26.
- Радаев В. В. (2003). Обычные и инновационные практики в деятельности российского среднего класса // Мир России, Т. 12, № 4, с. 89–119.
- Тихонова Н. Е. и Мареева С. В. (2009). Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа-М.
- Шкаратан О. И. и Инясевский С. А. (2009). Средние слои: на пути к информациональному среднему классу? // Cоциально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России (под ред. Шкаратана О. И.). М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп».
- Anikin V., Lezhnina Yu., Mareeva S., Slobodenyuk E. and Tikhonova N. (2016). Income Stratification: Key Approaches and Application to Russia / NRU HSE. Series WP BRP / PSP “Public and Social Policy”. No. WP BRP 02/PSP/2016.
- Atkinson A. and Brandolini A. (2013). On the identification of the middle class // Income inequality: economic disparities and the middle class in affluent countries. (ed. by Gornick, J. & Jäntti, M.). Stanford, California: Stanford University Press, pp. 77-100.
- Chauvel L. (2013). Welfare Regimes, Cohorts and the Middle Classes // Income inequality: economic disparities and the middle class in affluent countries (ed. by Gornick, J. and Jäntti, M.). Stanford, California: Stanford University Press, pp. 115-141.
- Dallinger U. (2013). The endangered middle class? A comparative analysis of the role played by income redistribution // Journal of European Social Policy, vol. 23(1), pp. 83-101.
- Easterly W. (2001). The Middle Class Consensus and Economic Development // Journal of Economic Growth, vol. 6(4), pp. 317-335.
- World Bank. Russia Economic Report. Confidence Crisis Exposes Economic Weakness. № 31, 2014; World Bank. Russia Economic Report. The Dawn of a New Economic Era? № 33, 2015.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297