г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Человеческий капитал в пост-кризисной России: состояние и отдача

Человеческий капитал в пост-кризисной России: состояние и отдача

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 10 (номер 2),

В статье рассматриваются поселенческие диспропорции накопления человеческого капитала и отдачи от него в различных профессиональных группах. В статье используются данные общенационального выборочного обследования, проведенного Федеральным научно-исследовательским социологическим центром Российской академии наук (ФНИСЦ РАН) весной 2017 г. В целом, данное исследование доказывает существование особой институциональной среды в современной России, действие которой приводит к существенным поселенческим диспропорциям в отдаче на человеческий капитал российских рабочих. На материалах регрессионного анализа показано, что проживание в мегаполисах обеспечивает 139%-ный прирост индивидуальных доходов у лиц, занятых физическим трудом, по сравнению с их коллегами, работающими в сельской местности. Однако также показано, что учет квалификационных различий у рабочих позволяет пересмотреть скромные оценки отдачи на их человеческий капитал, полученные в предыдущих исследованиях, что говорит в пользу существования институтов перераспределения, организованных на меритократических началах. Так, высокая квалификация рабочих (от 5 разряда) приводит к повышению их доходов – на 36,3% в центрах субъектов РФ и 23,7% в районных центрах, если сравнивать с зарплатами низкоквалифицированных рабочих, занятых на предприятиях тех же населенных пунктов.


Ключевые слова: человеческий капитал; инвестиции в человеческий капитал; институты; профессиональные группы; руководители; специалисты; служащие; рабочие; квалификация; навыки; территориальная неоднородность; мегаполисы

Список литературы:
  • Аникин В. А. (2017). Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология, Т. 18, № 4, с. 120–156.
  • Гимпельсон В. Е. (2016). Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять Сомнений // Вопросы экономики, № 10, с. 129–143.
  • Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И. и Ощепков А. Ю. (2016). Премия за специальный стаж в России: возвращение к теме // Экономический журнал Высшей школы экономики, T. 20, № 4, с. 553–587.
  • Горшков М. К. и Тихонова Н. Е. (2016). Средний класс в современной России. Опыт многолетних исследований (Горшков М. К., and Тихонова Н. Е. Eds.). М.: Весь мир.
  • Добрынин А., Дятлов С. и Цыренова Е. (1999). Человеческий капитал в транзитивной экономике. Формирование, оценка, эффективность использования. СПб: Наука.
  • Капелюшников Р. И. (2008). Записка об отечественном человеческом капитале // Высшая школа экономики. Серия WP3 «Проблемы рынка труда», № 1.
  • Каравай А. В. (2015). Российские рабочие: финансовое поведение и установки // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 2, с. 83–95.
  • Каравай А. В. (2016). Человеческий капитал российских рабочих: состояние и факторы // Вестник Института Cоциологии, T. 17, № 2.
  • Лукьянова А. Л. (2010). Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики, T. 14, № 3, с. 326–348.
  • Лукьянова А. Л. и Капелюшников Р. И. (2010). Трансформация человеческого капитала в российском обществе (На базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). М.: Фонд «Либеральная миссия».
  • Ощепков А. Ю. (2010). Отдача от высшего образования в российских регионах // Экономический журнал Высшей школы экономики, T. 14, № 4, с. 468–491.
  • Тихонова Н. Е. (2017). Человеческий капитал профессионалов и руководителей: состояние и динамика // Вестник Института социологии, T. 8, № 2, с. 140–165.
  • Тихонова Н. Е. и Каравай А. В. (2017). Человеческий капитал российских рабочих: общее состояние и специфические особенности // Мир России: Социология, этнология, T. 26, № 3, с. 6–35.
  • Устинова К. (2012). Человеческий капитал как фактор инновационного развития региона: теоретические аспекты // Проблемы современной экономики, № 3, с. 252–257.
  • Anikin, V. A. (2017). Occupational Propensity for Training in a Late Industrial Society: Evidence from Russia // International Journal of Training and Development, 21(4), 249–284.doi:10.1111/ijtd.12106
  • Arulampalam, W., Booth, A. L. and Bryan, M. L. (2004). Training in Europe // Journal of the European Economic Association, 2(2–3), 346–360.
  • Becker, G. S. (1960). An Economic Analysis of Fertility Demographic and Economic Change in Developed Countries. Princeton: Princeton University Press, p. 209–240.
  • Becker, G. S. (1962). Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // The journal of political economy, 70(5), 9–49.
  • Becker, G. S. (1965). A Theory of the Allocation of Time // The Economic Journal, 75(299), 493–517.
  • Becker, G. S. and Chiswick B. R. (1966). Education and the Distribution of Earnings // The American Economic Review, 56(1/2), 358–369.
  • Berger, M. C., Earle, J. S. and Sabirianova, K. Z. (2001). Worker Training in a Restructuring Economy: Evidence from the Russian Transition // Polachek S. (ed.), Worker Wellbeing in a Changing Labor Market (Research in Labor Economics, Volume 20). Emerald Group Publishing Limited, 159–190.
  • Borghans, L. and Ter Weel, B. (2004). Are Computer Skills the New Basic Skills? The Returns to Computer, Writing and Math Skills in Britain // Labour Economics, 11(1), 85–98.
  • Brunello, G. and Gambarotto, F. (2007). Do Spatial Agglomeration and Local Labor Market Competition Affect Employer-Provided Training? Evidence from the Uk // Regional Science and Urban Economics, 37(1), 1–21.
  • Castells, M. (2000). Materials for an Exploratory Theory of the Network Society // British Journal of Sociology, 51(1), 5–24.
  • Cover, B. (2014). Wage Differentials: How Jobseekers Can Use Them to Analyze Occupational Wage and Cost of Living Data by Us Area // Beyond the Numbers: Employment & Unemployment, 3(20).
  • Cunha, F., Heckman, J. J. and Schennach S. M. (2010). Estimating the Technology of Cognitive and Noncognitive Skill Formation // Econometrica, 78(3), 883–931.
  • De Beyer, J. and Knight, J. B. (1989). The Role of Occupation in the Determination of Wages // Oxford Economic Papers, 41(3), 595–618.
  • DiNardo, J. E. and Pischke, J.-S. (1997). The Returns to Computer Use Revisited: Have Pencils Changed the Wage Structure Too? // The Quarterly Journal of Economics, 112(1), 291–303.
  • Gimpelson, V. and Kapeliushnikov, R. (2013). Labor Market Adjustment: Is Russia Different? // Alexeev M., and Weber S. (eds.). The Oxford Handbook of the Russian Economy. Oxford University Press.
  • Goldthorpe, J. H. (2002). Occupational Sociology, Yes: Class Analysis, No: Comment on Grusky and Weeden’s” Research Agenda” // Acta Sociologica, 45(3), 211–217.
  • Groen, J. A. (2006). Occupation-Specific Human Capital and Local Labour Markets // Oxford Economic Papers, 58(4), 722–741.
  • Heckman, J. J. (2000). Policies to Foster Human Capital // Research in economics, 54(1), 3–56.
  • Heckman, J. J. (2006). Skill Formation and the Economics of Investing in Disadvantaged Children // Science, 312(5782), 1900–1902.
  • Heckman, J. J. and Carneiro, P. (2003). Human Capital Policy // Heckman J. J., and Krueger A. B. (eds.). Inequality in America: What Role for Human Capital Policies? Cambridge, MA: MIT Press, 77–239.
  • Heckman, J. J., Lochner, L. J. and Todd, P. E. (2006). Earnings Functions, Rates of Return and Treatment Effects: The Mincer Equation and Beyond // Handbook of the Economics of Education, 1, 307–458.
  • Heckman, J. J. and Rubinstein, Y. (2001). The Importance of Noncognitive Skills: Lessons from the Ged Testing Program // The American Economic Review, 91(2), 145–149.
  • Kambourov, G. and Manovskii, I. (2009). Occupational Specificity of Human Capital // International Economic Review, 50(1), 63–115.
  • Krueger, A. B. (1993). How Computers Have Changed the Wage Structure: Evidence from Microdata, 1984–1989 // The Quarterly Journal of Economics, 108(1), 33–60.
  • Lee, N., Rodríguez-Pose, A. (2013). Innovation and Spatial Inequality in Europe and USA // Journal of economic geography, 13(1), 1–22.
  • Lemieux, T. (2006). The “Mincer Equation” Thirty Years after Schooling, Experience, and Earnings // Grossbard S. (ed.), Jacob Mincer a Pioneer of Modern Labor Economics. New York: Springer, 127–145.
  • Lerman, R. I. (2013). Skill Development in Middle Level Occupations: The Role of Apprenticeship Training. IZA Policy Paper No. 61, Bonn: Institute for the Study of Labor
  • (IZA).Mincer, J. (1958). Investment in Human Capital and Personal Income Distribution // The Journal of Political Economy, 66(4), 281–302.
  • Mincer, J. (1962). On-the-Job Training: Costs, Returns, and Some Implications // The Journal of Political Economy, 70(5), 50–79.
  • Mincer, J. (1974). Scholing, Experience, and Earnings. New York: National Bureau of Economic Research, Columbia University Press.
  • Monnier, M., Tschöpe, T., Srbeny, C. and Dietzen, A. (2016). Occupation-Specific Social Competences in Vocational Education and Training (Vet): The Example of a Technology-Based Assessment // Empirical Research in Vocational Education and Training, 8(1), 10.
  • doi:10.1186/s40461-016-0036-x
  • Mouw, T. and Kalleberg, A. L. (2010). Occupations and the Structure of Wage Inequality in the United States, 1980s to 2000s // American Sociological Review, 75(3), 402–431.
  • Peng, G. and Eunni, R. V. (2011). Computer Skills, Non-Routine Tasks, and Wage Premium: A Longitudinal Study // The Journal of Strategic Information Systems, 20(4), 449–460.
  • Sabirianova, K. Z. (2002). The Great Human Capital Reallocation: A Study of Occupational Mobility in Transitional Russia // Journal of Comparative economics, 30(1), 191–217.
  • Schultz, T. W. (1960). Capital Formation by Education // The Journal of Political Economy, 68(6), 571–583.
  • Schultz, T. W. (1961). Investment in Human Capital // The American economic review, 51(1), 1–17.
  • Schultz, T. W. (1971). Investment in Human Capital. The Role of Education and of Research. New York: The Free Press.
  • Stier, H. and Yaish, M. (2014). Occupational Segregation and Gender Inequality in Job Quality: A Multi-Level Approach // Work, Employment & Society, 28(2, 225–246. doi:10.1177/0950017013510758
  • Travkin, P. V. and Sharunina, A. (2016). The Returns to Training in Russia: A Differencein-Differences Analysis // International Journal of Training and Development, 20(3), 262–279.
  • Vakulenko, E. and Leukhin, R. (2017). Wage Discrimination against Foreign Workers in Russia // Russian Journal of Economics, 3(1), 83–100.
  • Wright, E. O. (1989). A General Framework for the Analysis of Class Structure // Wright E. O., and others (eds.). The Debate on Classes. New York: Verso, 269–348.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297