г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Экономика сложности и инновации: почему положительные эффекты от инноваций не гарантированы

Экономика сложности и инновации: почему положительные эффекты от инноваций не гарантированы

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 10 (номер 4),

Экономический мейнстрим и обыденное сознание обнаруживают тенденцию всякое изменение объявлять «инновацией». Так, инновация представляется чёрным ящиком, и, похоже, не существует критерия, который позволил бы выявить контрпродуктивное изменение – скажем, динамику, воспринимаемую агентами как чрезмерная турбулентность, или некие ошибочные, вводящие в заблуждение, бесполезные «изменения» в условиях фундаментальной неопределённости и непрозрачности – от подлинных инноваций, способствующих повышению благосостояния. Аналогично, шумпетерианцы, а также ношумпетерианцы, хотя и продвигают экономику сложности, по-видимому (по крайней мере, негласно) считают, что в «творческом разрушении» избыток «творчества» по сравнению «разрушением» по определению. Однако выводы, предлагаемые наукой о сложности и сложных адаптивных экономических системам, позволяют предположить, что «инновация» может быть чем-то средним между гибкими, плавными изменениями, направленными на улучшение, и чрезвычайно уникальными, турбулентными изменениями, воспринимаемыми как чрезмерно сложные, вызывающие консервативные («антиинновационные») противодействия (по Поланьи) со стороны агентов (людей и организаций), которые когнитивно перегружены. Подлинная инновация рассматривается в настоящей статье как новая техника и связанное с ней поведение, решающее определенную общую или коллективную проблему. Мы применяем вебленовский или философски «прагматический» критерий «инструментального» vs. «церемониального» поведения, чтобы обеспечить такой критерий для обозначенной совокупности проблем. Мы используем простой теоретико-игровой формализм в рамках подхода «эволюции сотрудничества», чтобы прояснить и проиллюстрировать инструментальное, то есть коллективное решение проблем, инновационное поведение, преодолевающее культуру близорукой, гиперрациональной индивидуалистической максимизации. Мы объясняем критерии подлинных инноваций, включая когнитивные условия соответствующей инструментальной эволюции институционализированного сотрудничества в решении распространённых социальных проблем. Затем мы сосредоточиваемся на выявлении условий обеспечения размера соответствующей сферы взаимодействий и ко-эволюционирующей институциональной платформы (и поддерживающих её условий), а также структуры сети.

Просмотров статьи: 69

Подробнее

Причинность, моделирование и социальные нормы: их место в теоретическом ядре гетеродоксной экономики

Причинность, моделирование и социальные нормы: их место в теоретическом ядре гетеродоксной экономики

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 10 (номер 4),

Дефиниции, используемые в рамках неортодоксальных экономических теорий и теоретические положения, составляющие их ядро, по-прежнему являются предметом дискуссий, равно как и определения и положения в рамках экономического мейнстрима. В связи с этим обсуждаются теоретические элементы, которые бы способствовали однозначному разграничению обеих позиций. В рамках неортодоксальных течений непросто выделить общие черты. Точно так же и мейнстрим нелегко описать посредством необходимых и достаточных характеристик, поскольку многочисленные авторы, по их собственным утверждениям, своим вкладом обогатили неоклассический экономикс, привнеся в него концепции из других социальных наук. С другой стороны, создаётся впечатление, что политику представителей неортодоксальных направлений и её отличия от мейнстрима (например, в оношении «строгости») легче идентифицировать. Несмотря на неопределенности данного характера, в настоящей статье показано, что некоторые ключевые концепции и теоретические допущения могут служить водоразделом между неортодоксальными течениями и экономичсеким иейнстримом. Значимость статьи заключается в обосновании того, что множество считающихся привычными различий между данными областями на самом деле не могут рассматриваться в качестве однозначных критериев для разграничения эпистемологических основ этих двух областей (например, эгоистичные агенты, методология моделирования, использование концепций социальных наук). Также в статье предложены несколько теоретических аспектов, которые могли бы служить ориентиром для такого разграничения – в частности, связанные с принципом причинности, концепциями времени и общества.

Просмотров статьи: 33

Подробнее

Государственный патернализм и патерналистский провал в теории опекаемых благ

Государственный патернализм и патерналистский провал в теории опекаемых благ

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 10 (номер 4),

В настоящей работе представлен авторский подход к построению экономической теории современного государства, важными составляющими которой являются теория опекаемых благ и общая концепция изъянов смешанной экономики. Этот подход основан на оригинальной трактовке категории нерациональности, согласно которой поведение индивидуума может оцениваться нерациональным лишь с позиций внешнего источника, обладающего собственными предпочтениями. В качестве теоретической предпосылки данного подхода используется известное положение о существовании интереса общества как такового, не сводимого к предпочтениям экономических агентов. Такое понимание позволил дать более общую дефиницию патернализма и выявить риски его негативных последствий. Важное место в представленном исследовании занимает анализ эволюции государственного патернализма, нашедшей отражение в самом институте государства. Выделены несколько исторических этапов изменения его содержания и направленности, представлен экономический анализ моделей регулирующего государства, социального государства, государства развития и «государства плеймейкера», институционально обеспечивающих формирование патерналистских установок государства, декларирующего свои предпочтения в качестве нормативного общественного интереса. Наряду с другими видами изъянов смешанной экономики в работе описан особый их случай – «патерналистский провал», объединяющий изъяны общественного выбора и нерациональные действия бюрократии. Выделены пять типов нерациональности госслужащих: закон Вяземского, дилетантизм, «эффект кассира», закон Паркинсона и своекорыстие чиновников, порождающих «управленческий провал». Показано, что в отличие от провалов рынка и связанной с ними государственной активности риски патерналистского провала государства могут быть снижены институтами гражданского общества и самоорганизации граждан за счет их влияния на формирование нормативных установок и ограничение произвола бюрократии.

Просмотров статьи: 24

Подробнее

Цифровая трансформация цепочек создания ценности: «улыбка» может оказаться «хмурой»

Цифровая трансформация цепочек создания ценности: «улыбка» может оказаться «хмурой»

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 10 (номер 4),

В статье исследуются цепочки создания ценности как новые формы хозяйственного взаимодействия, занимающие промежуточное положение между рынком и иерархическими структурами. Обсуждаются основные причины их образования с точки зрения менеджериального, неоклассического и институционального подходов. Анализируются закономерности распределения добавленной стоимости между участниками цепочек, а также факторы, оказывающие влияние на это распределение. Отдельное внимание уделено тенденциям изменения конфигурации цепочек создания ценности под воздействием развития цифровых технологий. Обосновывается, что причины формирования цепочек создания ценности (уменьшение неопределенности, экономия трансакционных издержек, защита вложений в специфические активы и распространение (закрепление) неявного знания) аналогичны причинам вертикальной интеграции в рамках единой компании (бизнес-группы). Иными словами, цепочки создания ценности можно трактовать как пучки неоклассических и отношенческих контрактов. На основе анализа реальных данных делается вывод о том, что распространенная точка зрения о наличии преимущества интеграторов и компаний, расположенных на крайних участках цепочек создания ценности, в распределении добавленной стоимости (так называемая «улыбающаяся кривая») не всегда соответствует действительности. Достаточно часто преимуществами в распределении добавленной стоимости обладают поставщики ключевых компонентов. Выявляются основные каналы влияния цифровой трансформации на состав участников цепочек, а также распределение между участниками власти и добавленной стоимости. Обосновывается усиление роли цифровых платформ как интеграторов взаимодействия и держателей информации о поставщиках и потребителях продукции. Обсуждается перераспределение власти от производителей материальных благ в пользу создателей цифровых прообразов этих благ.

Просмотров статьи: 44

Подробнее

Создание, приобретение и выбор партнёров: стратегии обучения среди российских компаний

Создание, приобретение и выбор партнёров: стратегии обучения среди российских компаний

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 10 (номер 4),

Каким образом компании делают выбор в пользу той или иной стратегии обучения для формирования штата высококвалифицированных сотрудников? Подобное объяснение основано на способности компаний решить фундаментальную проблему исполнения обязательств, которая тормозит сотрудничество между компаниями и другими акторами. Решение проблемы требует совместных усилий со стороны сильного гражданского общества – в виде ассоциаций работодателей и профсоюзов. Однако современная Россия ставит перед нами трудную задачу. С одной стороны, компании начали совершать институционально сложные, дорогостоящие капиталовложения совместно с государственными учреждениями среднего профессионального образования (СПО) и всё чаще передавать обучение на аутсорсинг частным организациям. С другой стороны, гражданское общество и институты судебной системы развиты в России слабо, в результате чего компаниям сложно привлечь своих частных или государственных партнёров к ответственности. В данной работе утверждается, что в отсутствие сильного гражданского общества компании могут решить проблему исполнения обязательств и сотрудничать со сторонними организациями при условии, что региональные органы власти обладают сильным потенциалом системы государственного управления и являются политически подотчётными. Первое условие даёт гарантию компаниям, что центральные органы власти в регионе могут контролировать должностные лица учреждений СПО и частные сторонние организации с целью обеспечить выполнение соглашений, второе условие создаёт стимул для региональных властей поступать таким образом. Эти теоретические предположения проверяются результатами опроса, проведённого в 690 компаниях в 12 субъектах Российской Федерации.

Просмотров статьи: 19

Подробнее

Концепция рынков власти как методология исследования институциональной организации современной российской экономики и общества

Концепция рынков власти как методология исследования институциональной организации современной российской экономики и общества

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 10 (номер 4),

В статье дается характеристика постсоветской институциональной трансформации экономики и общества в России, построенная на использовании методологии рынков власти. Данная методология представляет собой вариант политико-экономического подхода. В статье обосновываются ее преимущества в сравнении с другими политико-экономическими подходами, такими как концепция социальных порядков Норта – Уоллиса – Вайнгаста и модель инклюзивных и экстрактивных политических и экономических институтов Дж. Робинсона и Д. Асемоглу. Дается развернутая характеристика условий формирования в постсоветской России гибридного политико-административного рынка, выделены его акторы, охарактеризована их мотивация. Спецификой представленного подхода является характеристика институционального развития во взаимосвязи с исторически сложившейся ресурсно-отраслевой структурой экономики. С нашей точки зрения, исторически сложившийся характер именно этих взаимосвязей ресурсно-отраслевой и институциональной организации экономики является основой действия эффектов исторической обусловленности развития и блокировки. Проведенный анализ показал, что первый из них проявился в том, что вместо формирования в России системы, построенной на разделении и взаимодействии экономических и политических рынков, произошло формирование гибридного политико-административного рынка, причем в его централизованном варианте. Критерием действия эффекта блокировки выступает то, что проекты перехода от анклавной двойственной экономики к целостной экономике фактически провалились.

Просмотров статьи: 25

Подробнее

Влияние кооперативного характера специфических инвестиций на изменение правового режима регулирования вертикальных ограничений

Влияние кооперативного характера специфических инвестиций на изменение правового режима регулирования вертикальных ограничений

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 10 (номер 4),

С середины 70-х гг. ХХ в. проблема «вымогательства» и сопутствующего ему недоинвестирования в специфические активы становится одной из центральных в рамках новой институциональной экономической теории. Традиционно теоретический анализ проблемы «вымогательства» был основан на рассмотрении так называемых «эгоистических» специфических инвестиций, при этом анализ другой разновидности специфических инвестиций называемой «кооперативными» инвестициями (или кросс-инвестициями), практически отсутствовал в экономической теории вплоть до самого конца двадцатого века, несмотря на то, что такие инвестиции широко распространены в бизнес-среде. Остановимся на подходе Che and Hausch, которые впервые осуществили попытку классификации специфических инвестиций подробнее. Их подход строится на предположении о том, что «внутренняя торговля является выгодной для обеих сторон на стадии ex post» (Che, Hausch, 1999, р. 128), т.е. исключается возможность разрыва отношений. Этот подход предполагает, что характер специфических инвестиций определяется прежде всего от того, кто является получателем позитивного воздействия от инвестиций. Однако при переходе к анализу реальных бизнес-кейсов этот подход к разграничению специфических инвестиций оказывается малопродуктивным. В рамках внутреннего торга, вообще говоря, затруднительно проводить разграничение между эгоистическими и кооперативными инвестициями: не столь важно, приведут ли специфические инвестиции одной из сторон к понижению издержек поставщика или же повышению выручки покупателя, поскольку и в том, и в другом случае на стадии ex post эффект от этих инвестиций будет поделен между сторонами в соответствии с той переговорной властью, которую они имеют во внутреннем торге. Альтернативный подход к классификации удельных инвестиций (Дзагурова и Агамирова, 2014) опирается на направление этих эффектов во внешнем торге (т. е. в рамках торга с альтернативными партнерами). На основе этой классификации специфических инвестиций в данной статье анализируется взаимодействие между экономической теорией и антимонопольным законодательством. Принято полагать, что изменение норм регулирования и практики антимонопольных судебных разбирательств во многом следует за развитием соответствующих разделов экономического анализа. В частности, теоретическое осмысление тех позитивных последствий, которые вертикальные ограничивающие соглашения (ВОС) могут иметь для повышения эффективности вертикальных взаимодействий, рассматривается, как первопричина последующего смягчения режима регулирования ВОС. В статье проведено сопоставление времени изменения норм регулирования ВОС в США и появления теоретических концепций, которые ныне широко используются для аргументации целесообразности этих изменений. Результаты этого анализа, свидетельствуют о том, что не столько развитие теории вело к изменению режимов регулирования ВОС, сколько, напротив, оно само основывалось на судебных решениях и обсуждениях им сопутствующих. Учитывая, что ВОС могут рассматриваться в качестве инструмента распределения рисков (особенно в случае кооперативного характера специфических инвестиций), это открывает новые возможности для дальнейшего совершенствования их правового режима регулирования.

Просмотров статьи: 13

Подробнее

Депопуляция и внешняя миграция как институциональные риски кадровой безопасности

Депопуляция и внешняя миграция как институциональные риски кадровой безопасности

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 10 (номер 4),

Ключевым аспектом в исследовании институциональных рисков является формирование механизмов их государственного регулирования. Но формирование таких механизмов невозможно без наличия политических и экономических инструментов воздействия на факторы, которые их вызывают. Во всем многообразии этих факторов важнейшими являются те, которые определяют социальную устойчивость общества, то есть определяют его способность к воспроизводству его жизнедеятельности. Среди таких факторов особая роль принадлежит демографическим факторам, от которых зависит динамика численности населения и его половозрастная структура. Именно они определяют характер процесса формирования трудовых ресурсов, численность экономически активного населения, необходимость экспорта или импорта рабочей силы, а в целом – хозяйственную освоенность территории страны и безопасность государства. В нашем исследовании мы акцентировали внимание на изучение наиболее значимых демографических факторов, оказывающих существенное влияние на формирование институциональных рисков. Во-первых, анализ депопуляции показал, что сокращение рождаемости негативно отражается на численности трудовых ресурсов, ведет к сокращению предложения на рынке труда в регионах с отрицательной динамикой населения. Это существенным образом влияет на устойчивое функционирование рынка труда как экономического института общества. Во-вторых, анализ внешней миграции выявил, что отъезд высококвалифицированной рабочей силы наносит значительный ущерб научно-техническому потенциалу многих стран и является следствием низкого качества институциональной среды в сфере науки и образования. Рост трудовой иммиграции сопровождается усилением давления на ее социальную инфраструктуру, ростом социальной напряженности, и порождает в массовом сознании россиян мигрантофобию. Таким образом, депопуляция и внешняя миграция оказывает существенное влияние на количественную и качественную составляющие трудовых ресурсов, усиливая тем самым формирование институциональных рисков ее кадровой безопасности.

Просмотров статьи: 37

Подробнее

Институциональные изменения и цифровизация бизнес операций в финансовых учреждениях

Институциональные изменения и цифровизация бизнес операций в финансовых учреждениях

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 10 (номер 4),

В настоящее время наше общество сталкивается с новыми глубокими институциональными изменениями, вызванными цифровизацией и переходом от постиндустриальной экономики к экономике, усиленной искусственным интеллектом (ИИ). Экономика, основанная на искусственном интеллекте, в корне изменит каналы и системы управления производством, услугами и транзакциями. В результате, вероятно, будут сформированы более сложные формы экономики. Рыночные институты, такие как конкуренция, инновации, конкурентоспособность, будут проверены новыми изменениями. Революционные трансформационные изменения означают глубокий институциональный сдвиг в структуре занятости и рынка труда по мере формирования нового рабочего класса, прекариата. Многие традиционные рабочие места в экономике будут потеряны и заменены машинами. Однако новая экономика, основанная на использовании цифрового ИИ, также создаст новые рабочие места, хотя и другого типа и характера, и почти наверняка будет основана на принципах «экономики гиганта» и «экономики совместного использования». Наша статья посвящена этим проблемным институциональным экономическим вопросам, касающимся оцифровки и компьютеризации деловых операций в финансовых учреждениях, таких как банки или страховые компании. Мы обсуждаем последние тенденции и события в области цифровизации финансового сектора и их влияние на клиентов и других экономических агентов. Кроме того, описываем возможные риски и последствия для финансовых учреждений. Наши результаты могут быть интересными и полезными для исследователей в области ИИ, институциональных экономистов, а также заинтересованных сторон и политиков, занимающихся экономикой, финансами и рынками труда.

Просмотров статьи: 40

Подробнее

Комплементарность институциональных и организационных изменений в контексте реорганизации вузов

Комплементарность институциональных и организационных изменений в контексте реорганизации вузов

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 10 (номер 4),

Провозглашаемая цель государственной политики в сфере высшего образования – повышение качества образования и оптимизация издержек. Реформа высшего образования по определению является долгосрочной; первые плоды ее можно пожать не ранее чем через 10 лет. Качественное и доступное высшее образование является одним из необходимых факторов успешного экономического развития регионов. Комплементарность институциональных изменений возникает в условиях, когда существующие институты усиливают действие институциональных изменений, что позволяет сформировать согласованную и стабильную структуру. Опыт российских преобразований предполагает слияние по своей сути идентичных высших учебных заведений – государственных организаций с вертикальным управлением. Векторы изменений, осуществляемых в объединенном вузе после слияния, должны соответствовать общему вектору развития отечественной системы высшего образования и, таким образом, обладать комплементарностью. На практике реформы в сфере образования приводят к институциональным и организационным изменениям, не всегда соответствующим системному пониманию реформ. В статье используется подход оригинального институционализма для идентификации релевантных институциональных изменений в ходе реорганизации вузов (создания федеральных и опорных университетов). Проанализированные глубинные интервью с представителями реорганизованных вузов позволяют оценить степень системности изменений и комплементарности институтов и управленческих рутин. В ходе исследования выявлено, что деформируются существующие стимулы и мотивация; разрушаются или усложняются технологические и отношенченские рутины; усиливается централизация, происходит укрупнение бюрократического аппарата внутри вузов, что ведет к росту трансакционных издержек. Эволюционные изменения организационных рутин могут приводить к снижению трансакционных издержек, но директивный и непрерывный характер институциональных изменений в реорганизованных вузах затрудняет возникновение эффективных устойчивых неформальных институтов в долгосрочной перспективе.

Просмотров статьи: 26

Подробнее