г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Нарративный анализ институциональных ловушек сферы образования и науки России

Нарративный анализ институциональных ловушек сферы образования и науки России

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 11 (номер 1),

Сфера образования и науки России на протяжении трех десятилетий переживает непрерывные глубокие институциональные трансформации с целью повышения качества образования, его доступности, а также повышения результативности и эффективности науки. Настоящая статья посвящена попытке проанализировать результаты проводимых реформ и оценить качество экономических институтов, координирующих деятельность рыночных агентов исследуемой сферы. С целью оценки качества проводимых реформ было принято решение сконцентрироваться на анализе нарративов, т.е. историй прямой речи непосредственных акторов исследуемой сферы, таких как преподаватели, студенты, магистранты, аспиранты всех форм обучения, ученые и исследователи ВУЗов и НИИ, а также менеджеры разного уровня компетенций и ответственности, управляющие исследуемой сферой. Основным источником информации для поиска нарративов выступил информационный ресурс «Интегрум», являющийся значительного размера базой полнотекстовых версий 1250 российских газет (центральных и региональных), а также 500 отечественных журналов, в результате анализа которого нами было отобрано 250 нарративов (историй прямой речи) непосредственных участников изучаемого трансформационного процесса сферы образования и науки. Полученные результаты позволили нам выявить ряд устойчивых неэффективных правил и практик, негативно сказывающихся на функционировании исследуемой сферы, а также классифицировать их в несколько групп институциональных ловушек, таких как: ловушка метрик, ловушка возрастающей бюрократии, ловушка дефицита финансирования, ловушка электронизации и цифровизации, ловушка редукции качества образования, ловушка кадрового потенциала. Каждая из детерминированных институциональных ловушек нашла свое отражение в тексте настоящей статьи, а также продемонстрирована и аргументирована выдержками из обработанного массива историй.


Ключевые слова: институт; институциональная трансформация; институциональная ловушка; нарратив; нарративный анализ; сфера образования и науки

Список литературы:
  • Акиндинова Н., Алексашенко С., Петроневич А. и Петроневич М. (2011). Сколько стоят неработающие институты? // Вопросы экономики, № 8, с. 41–65.
  • Барсукова С. Ю. и Коробкова А. Д. (2014). Вступление России в ВТО в зеркале российских печатных СМИ // Экономическая социология, Т. 15, № 4, с. 20–44.
  • Белокрылова О. С. и Жук, А. А. (2007). Институционализация конкурентной среды посткризисной экономики. Ростов-н/Д.
  • Братищев И. М. (2016). Колонизация Западом российского образования: последствия и необходимость противоборства // Просвещение. 20 июня. (https://www.politpros.com/journal/read/?ID=5566&journal=188).
  • Бурцева И. (2013). Неэффективные вузы Удмуртии не закроют // Комсомольская правда. 15 ноября. (https://www.izh.kp.ru).
  • Веденеева Н. (2016). Действия ФАНО вызывают шок: химический институт хотят объединить с поликлиникой // Российская академия наук. 27 июля. (http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=2ee2f25f-f0ed-4887-8cdf-f8194f4bf226).
  • Вольтская Т. (2017). Выхолащивание, упрощение, редукция // Радио свобода. 9 декабря. (https://www.svoboda.org/a/28904306.html).
  • Вольчик В. В. (2017). Нарративная и институциональная экономика // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), Т. 9, № 4, с. 134.
  • Вольчик В. В., Жук А. А. и Корытцев М. А. (2017). Конкурентная среда рынка высшего образования Ростовской области // Terra Economicus, Т. 15, № 3, с. 184–186.
  • Вольчик В. В., Корытцев М. А. и Маслюкова Е. В. (2018). Институциональные ловушки и новый менеджеризм в сфере образования и науки // Управленец Т. 9, № 6, с. 23.
  • Вольчик В. В. и Маслюкова Е. В. (2018а). Нарративы, идеи и институты // Terra Economicus, Т. 16, № 2, с. 50–168.
  • Вольчик В. В. и Маслюкова Е. В. (2018b). Ловушка метрик или почему недооценивается неявное знание в процессе регулирования сферы образования и науки // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), Т. 10, № 3, с. 158–179.
  • Гринько В. (2013). Арестован глава Высшей аттестационной комиссии: мнения // Информационное агенство. 8 февраля. ( http://www.iarex.ru/interviews/33806.html)
  • Жук А. А. (2010). Структурные и динамические аспекты нестабильности экономических институтов // Перспективы науки, № 3, с. 120–126.
  • Жук А. А. (2018). Институциональные ловушки в сфере высшего образования // Актуальные проблемы экономики и права, Т. 12, № 4, с. 48.
  • Исследователи доказали эффективность онлайн-образования. (2018) // Рамблер. 15 марта. (https://news.rambler.ru/education/39369932-issledovateli-dokazali-effektivnostonlayn-obrazovaniya/).
  • Коротеев А. (2017) Кадровый произвол – злокачественная опухоль России? // Экономика и жизнь – Черноземье. 27 ноября. (http://www.eizh.ru/articles/analitika).
  • Крымский Г. (2016). «Эффективные менеджеры» не понимают, как работает наука // Российская академия наук. 26 апреля. (http://www.ras.ru/news/).
  • Любомилова И. (2018). Предожение ВШЭ заменить преподавателей вузов онлайн- курсами приведёт к окончательному распаду всей системы высшего образования // Ермак-инфо. 11 марта. (http://ермак-инфо.рф/2018/03/).
  • Малкина М. Ю. и Розмаинский И. В. (2001). Основы институционального подхода к анализу роли государства / Экономические субъекты постсоветской России / Под ред. Р. М. Нуреева. М.: МОНФ, с. 571– 577.
  • Менгер К. (1894). Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности, СПб.: Цезерлин, с. 17.
  • Нечаев А. Ф. (2013). О реформах, качестве образования и инновационной экономике // Гражданская позиция. 24 января. (http://netreforme.org/news/).
  • Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, с. 17–21.
  • Норт Д. (1997). Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики, № 3, с. 6–17.
  • Олейник А. Н. (1997). Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход. М.: Магистр.
  • Полонский И. (2015). Разрушение вузов продолжается // Газета «Завтра». 18 июня. (http://trueinform.ru/modules.php?name=News&sid=39709).
  • Полтерович В. М. (1999). Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы, Т. 35, № 2, с. 3–20.
  • Полтерович В. М. (2001). Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России, № 3.
  • Профлидер (2015). Безумная политика. Минобрнауки ведет к снижению качества высшего образования // Инновационная образовательная сеть Эврика. 13 октября. (http://www.rosbalt.ru/russia/2015/09/01/1435770.html).
  • Резолюция собрания сотрудников институтов Научного центра РАН в Черноголовке. (2016). // Российская академия наук. 13 сентября. (http://www.ras.ru/news/). 
  • Садовский М. (2016). Реформа РАН: время политкорректности закончилось, давно пора назвать вещи своими именами // Центр Сулакшина. 8 июля. (http://rusrand.ru/analytics/reforma-ran-vremya-politkorrektnosti-zakonchilos-davno-pora-nazvat-veschisvoimi-imenami).
  • Сахарова Е. (2018). «Эра доминирования очного образования закончена» // RT на русском. 15 марта. (https://russian.rt.com/russia/article/492300-obrazovanie-issledovanieuniversitet).
  • Смирнова А. (2018). Заросшие поля, холодные аудитории и дырявые потолки, через которые залетают голуби: в Мосгордуме обсудили ситуацию в Тимирязевке // Накануне. 24 февраля. (https://www.nakanune.ru/news).
  • Федоренко А. (2016). Митинг в защиту российской науки в Пущино // Московское областное отделение КПРФ. 13 сентября. (http://mkkprf.ru/16463-miting-v-zaschiturossiyskoy-nauki-v-puschino.html).
  • Фурсов А. И. (2013). Новое образование для новой реальности... // Роосия.info. 27 февраля. (https://www.docme.ru/doc/69879/andrej-fursov---novoe-obrazovanie-dlyanovoj-real._nosti).
  • Хайек Ф. А. (1992). Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма. М.
  • Чеботарев П. (2016). «Правильные» ученые против «неправильных» // Академия наук Республики Башкорстана. 12 января. (http://www.anrb.ru/snews/alias/18910).
  • Шестаков А. (2017). По следам Столыпина: реформирование образования в ведущем университете Южного Урала // Доступ. 28 сентября. (https://dostup1.ru/society/Po-sledam-Stolypina-reformirovanie-obrazovaniya-v-veduschem-universitete-Yuzhnogo-Urala_101705.html).
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297