г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта

Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 11 (номер 2),

В статье охарактеризованы результаты изменений в академическом контракте преподавателей российских вузов, которые произошли под воздействием принятия решений о внедрении «эффективного контракта». Показано, что трансформация академического контракта является мировой тенденцией, отражающей более глубокие социально-экономические процессы. Их результаты в целом негативно оцениваются в академическом сообществе. В России изменения в академическом контракте были инициированы сверху. Принудительная и ускоренная трансформация академического контракта была подчинена достижению количественных показателей роста заработной платы преподавателей вузов, установленных в майских указах Президента РФ 2012 г. Характеристика результатов реализации проекта эффективного контракта дана по параметру роста уровня заработной платы преподавателей вузов. Показано, что последствия реализации проекта эффективного контракта в высшем образовании существенно отличаются от ожиданий экспертов-проектировщиков: в статистике роста заработных плат преподавателей вузов выявлены признаки «фейковой экономики», охарактеризованы масштабы сокращения численности преподавателей и их региональный аспект. Однако такой результат реализации проекта эффективного контракта в высшем образовании, как усиление властных полномочий российской бюрократии и взятие под административный контроль академического сообщества, вполне устраивает проектировщиков реформ, так как существенно снижает переговорные позиции академического сообщества в обсуждении проблем реформирования высшей школы.


Ключевые слова: университет; академический контракт; институциональный проект; майские указы; эффективный контракт; фейковая экономика

Список литературы:
  • Абрамов Р. Н. (2011). Менеджериализм и академическая профессия: конфликт и взаимодействие // Социологические исследования, № 7, с. 37‒47.
  • Андрущак Г., Юдкевич М. (2012). Система высшего образования: что скрывается за сравнением // Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, с. 36‒50.
  • Будущее образования: глобальная повестка. Scoltech. (http://sibfrontier.ru/wpcontent/uploads/2015/10/Budushhee-obrazovaniya-globalnaya-povestka_Rekomendatsiidlya-klyuchevyih-igrokov.pdf ‒ Дата обращения: 7.08.2019).
  • Вольчик В. В., Фурса Е. В., Оганесян А. А., Кривошеева-Медянцева Д. Д. (2016). Адаптивное поведение и институты в организации учебного процесса // Terra Economicus, Т. 14, № 4, с. 119‒141.
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р (https://base.garant.ru/70379634/ ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • Давыдова И. А., Козьмина Я. Я. (2014). Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов // Вопросы образования, № 4, с. 169‒183.
  • Дим Р. (2004). «Новый менеджериализм» и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании // Вопросы образования, № 3, с. 44–56.
  • Ендовицкий Д. А., Бубнов Ю. А., Гайдар К. М. (2014). Увеличение объема документооборота как фактор снижения экономической эффективности вуза // Высшее образование в России, № 11, с. 17‒24.Заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки (итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки) (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов (2012) / Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака. И.
  • Пачеко; пер. с англ. Е. В. Сивак под науч. ред. М. М. Юдкевич; НИУ «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
  • Капогузов Е. А. (2012). Институциональная структура производства государственных услуг: от веберианской бюрократии – к современным реформам государственного управления. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та.
  • Кирдина-Чэндлер С. Г. (2017). Радикальный институционализм и фейковая экономика в XXI веке // Journal of Institutional Studies, Т. 9, № 4, с. 6‒15.
  • Клюев А. К., Томилин О. Б., Фадеева И. М., Томилин О. О. (2018). Управление университетом: итоги трансформации // Университетское управление: практика и анализ, Т. 22, № 1, с. 93‒104.
  • Кондрашев А. А. (2018). Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы // Lex Russica, № 1, с. 144‒156.
  • Кузьминов Я. (2011). Академическое сообщество и академические контракты: вызовы и ответы последнего времени // Контракты в академическом мире. Сост. и науч. ред. М. М. Юдкевич. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, с. 13‒30.
  • Курбатова М. В. (2016). Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия // Мир России, № 4, с. 59‒86.
  • Курбатова М. В., Левин С. Н. (2013). Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования // Journal of Institutional Studies, Т. 5, № 1, 53‒78.
  • Ле Гранд Д. (2011). Другая невидимая рука: предоставление общественных услуг на основе выбора и конкуренции. М.: Изд. Института Гайдара.
  • Мониторинг экономики образования (2016). Индикаторы экономики образования. Суммарное рабочее время штатных преподавателей образовательных организаций высшего образования (часов в неделю) (https://www.hse.ru/data/2016/06/21/1116119242/индикаторы (dragged) 7.pdf ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • Мониторинг экономики образования (2018b). Индикаторы экономики образования. Суммарные средние реальные доходы штатных преподавателей
  • образовательных организаций высшего образования. (https://memo.hse.ru/data/2018/03/27/1164891263/2017_ind_pps_VO_8_.pdf ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • Мониторинг экономики образования (2018а). Индикаторы экономики образования. Суммарное рабочее время штатных преподавателей образовательных организаций высшего образования (часов в неделю). (https://memo.hse.ru/data/2018/03/27/1164892008/2017_ind_pps_VO_6_.pdf ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (2012). Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191846/ ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (2014). Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70550418/ ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012‒2018 годы (2012). Утверждена распоряжениемПравительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р. (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=186240&rnd=258F9662DE1F8E8192C83D ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • Рамбли Л. Э., Пачеко И. Ф., Альтбах Ф. Дж. (2010). Международное сопоставление оплаты труда преподавателей вузов // Экономика образования, № 1, с. 102–106.
  • Ридингс Б. (2010). Университет в руинах. М.: Изд. дом Гос. ун-та ‒ Высшей школы экономики.
  • Романов Е. В. (2018). Угрозы кадровому потенциалу региональных вузов // Экономика региона, Т. 14, № 1, с. 95‒108.
  • Савицкая Е. В., Алтунина Н. С. (2017). Высшее образование. Репутационные эффекты, сигнальные искажения и благоприятный отбор // Journal of Institional Studies, Т. 9, № 1, с. 117‒133.
  • Сигман К. (2008). «Новый государственный менеджмент» в российском высшем образовании //Russie. Nei. Visions, № 30. Париж: IFRI (http://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/ifri_sigman_rus_education_sup_avril_2008.pdf ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. (2014). Реформа высшего образования в России: международный опыт и экономическая теория // Вопросы экономики, № 5, с. 97–108.
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=129344 ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • Университетская солидарность. Официальный сайт Межрегионального профсоюза работников высшей школы (http://unisolidarity.ru/ – Дата обращения: 27.02.2019).
  • Участие в управлении университетом: научное издание (2016) / Ответ. ред. О. Бычкова. СПб.: Норма.
  • Фадеева И. М., Федосеева М. В. (2015) Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, № 6, 153‒163.
  • Федеральная служба государственной статистики РФ (2016). «Методика расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)», утв. Приказом Росстата 14.04.2016 № 188 (http://www.gks.ru/metod/prik188-2016.pdf ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • Федеральная служба государственной статистики РФ. Регионы России. Социально-экономические показатели (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • Эксперты ОНФ: Эффективный контракт не обеспечивает защиту трудовых прав преподавателей вузов. (https://onf.ru/2017/11/28/eksperty-onf-effektivnyy-kontrakt-neobespechivaet-zashchitu-trudovyh-prav-prepodavateley/ ‒ Дата обращения: 27.02.2019).
  • Эндерс Ю. (2011). Кафедральная система в переходный период: назначения, повышения и барьеры на вход в профессию в немецком высшем образовании // Контракты в академическом мире. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, с. 195‒227.
  • Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения (2017). Экспертный доклад / Отв. ред. Я. И. Кузьминов, С. А. Попова, Л. И. Якобсон; Национальный исследовательский университет. Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
  • Angervall, P., Beach, D. (2018). The Exploitation of Academic Work: Women in Teaching at Swedish Universities // Higher Education Policy, № 31, с. 1–17.
  • Bennett, D., Roberts, L., Ananthram, S., Broughton, M. (2018). What is required to develop career pathways for teaching academics? // Higher Education: The International Journal of Higher Education Research, 75(2), 271‒286.
  • Bentley, P. J., Gulbrandsen, M., Kyvik, S. (2015). The relationship between basic and applied research in universities // Higher Education: The International Journal of Higher Education Research, 70(4), 689‒709.
  • Comois, А., OʼKeefe, T. (2015). Precarity in the iron cage: Neoliberalism and casualisation of work in the Irish higher education sector // Journal for Critical Education Policy Studies, 13(1), 43‒66.
  • Ek, A., Ideland, M., Jönsson, S., Malmberg, C. (2013). The tension between marketisation and academisation in higher education // Studies in Higher Education, 38(9), 1305‒1318.
  • Ellis, V., McNicholl, J., Blake, A., McNally, J. (2014). Academic work and proletarianisation: A study of higher education-based teacher educators // Teaching and Teacher Education, 40, 33‒43.
  • Fumasoli, T., Goastellec, G., Kehm, B. M. (Eds.) (2015). Academic Work and Careers in Europe: Trends, Challenges, Perspectives. Cham: Springer.
  • Gonzales, L. D., Martinez, E., Ordu, C. (2014). Exploring faculty experiences in a striving university through the lens of academic capitalism //Studies in Higher Education, 39(7), 1097‒1115.
  • Kallio, K.-M., Kallio, T. J., Tienari, J., Hyvönen, T. (2016). Ethos at stake: Performance management and academic work in universities // Human Relations, 69(3), 685‒709.
  • Kwiek, M. (2018). Academic top earners. Research productivity, prestige generation, and salary patterns in European universities // Science and Public Policy, 45(1), 1‒13.
  • Sandnes, F. E. (2018). Do Norwegian academics who publish more earn higher salaries? // Scientometrics, 115(1), 263–281.
  • Slaughter, S., Leslie, L. (1997). Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Johns Hopkins University Press.
  • Vostal, F. (2015). Academic life in the fast lane: The experience of time and speed in British academia // Time & Society, 24(1), 71‒95.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297