г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Механизмы общественного контроля: направления повышения эффективности

Механизмы общественного контроля: направления повышения эффективности

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 8 (номер 3),

В статье обосновано возрастание значимости гражданского общества как в обсуждении насущных проблем развития общества, так и в их решении, что потребовало его формальной институционализации в законодательстве. Выявлены на основе сравнительного анализа мирового опыта субъекты общественного контроля в развитых странах, выделена в качестве его необходимой материально- вещественной предпосылки высокая степень электронизации государства в целом и системы публичных закупок в частности, осуществлен мониторинг его формально институционализированных субъектов в РФ. Представлены статистические данные, характеризующие процесс расширения общественного сектора России, детерминирующий масштабность сложившейся системы публичных закупок. Выявлены особенности и эффекты (в том числе негативные) растущей транспарентности корпоративных закупок, поставлена проблема определения оптимальной степени информационной прозрачности закупок корпоративных организаций государственного сектора для конкурентов, в том числе зарубежных. На этой основе категориально охарактеризована эффективность участия институционализированных субъектов гражданского общества в различных формах общественного взаимодействия с органами власти, прежде всего в сфере публичных закупок. Структурирован механизм ее повышения и предложены соответствующие направления. Выделены проблемные зоны механизмов общественного контроля, тестированы направления их локализации. Сделан обоснованный вывод о том, что активизация контроля закупочных процедур со стороны гражданского общества способствует, с одной стороны, предотвращению потерь ограниченных в условиях начавшегося выхода из кризиса бюджетных средств, а с другой – обеспечивает консолидацию гражданского общества как в области контроля государства, так и в решении социально-политических проблем общественного развития в целом.


Ключевые слова: прокьюремент, транспарентность, электронное государство, гражданское общество, общественный контроль, механизмы, эффективность

Список литературы:
  • Аверкиева Е. С. и Белокрылов К. А. (2013). Модернизация общественного сектора: совершенствование институциональных условий функционирования государственных учреждений // Journalof Economic Regulation, т. 4. № 3, с. 26–41.
  • Бальсевич А. А., Пивоваров С. Г. и Подколзина Е. А. (2012). Роль прозрачности информации в государственных закупках: пример российских регионов // Журнал Новой экономической ассоциации, т. 3, № 15, с. 82–112.
  • Белокрылов К. А. и Забродин А. С. (2015). Институционализация общественного контроля как субъекта системы бюджетных закупок // Современные тенденции экономического развития: сборник трудов научно-практической конференции молодых ученых федеральных университетов «Долгосрочные тренды развития экономического образования в современной России». Ростов н/Д.: Издательство ЮФУ, с. 40–42.
  • Белокрылов К. А. и Кетова Н. П.(2010). Институциональная структура взаимодействия государства и бизнеса. Ростов н/Д.: Содействие–ХХ1 век.
  • Белокрылова О. С. и Гуцелюк Е. Ф. (2015). Экономические риски системы государственных и муниципальных закупок // Journalof Economic Regulation, т. 6, № 4, с. 154–161.
  • Белокрылова О. С. и Фролова Л. А. (2013). Информационная экономика: базовые институты и особенности взаимодействия на региональном уровне. Ростов н/Д.: Содействие–ХХ1 век.
  • Волкова О. Н. (2015). Прозрачность, подотчетность и доверие в обществе // Вопросы экономики, № 2, с. 141–148.
  • Гуцелюк Е. Ф. (2015). Определение признаков наличия коррупционных рисков в извещении и документации о закупке // Современные тенденции экономического развития. Ростов н/Д.: Издательство ЮФУ, с. 29–37.
  • Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2016 году. (2016). (http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/913b3a7a-2ed0-498f-9d92-65b6c49de8ed/223fz.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=913b3a7a-2ed0-498f-9d92-65b6c49de8ed – Дата обращения 15.04.2017).
  • Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году (2016). (http://naiz.org/Мониторинг%2044ФЗ%20итоги%202015.pdf – Дата обращения 01.02.2017).
  • Езангина И. А. (2016). Краудсорсинг как важнейший элемент общественного контроля в сфере государственных закупок в России // Novainfo, № 54, с. 1–5.
  • Кузнецов К. В. (2016). Обеспечение прозрачности закупок: не использованные возможности и скрытые угрозы // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, № 44, с. 24–29.
  • Лайсонс К. и Джиллингем М. (2005). Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. М.: ИНФРА-М.
  • Мау В. (2017). Уроки стабилизации и перспективы роста: экономическая политика России в 2016 году // Вопросы экономики, № 2, с. 5–29.
  • Национальный Рейтинг Прозрачности Закупок. 2016. (http://nrpz.ru/ezhednevniki/2016.html#content – Дата обращения 05.08.2017).
  • О системе закупок в Российской Федерации – 2015. (2016). (https://www.hse.ru/data/2016/11/21/1315728009/НД-%202015%20Текст.pdf – Дата обращения 05.08.2017).
  • Островная М. В. и Подколзина Е. А. (2014). Электронные аукционы и фаворитизм в российских государственных закупках // Экономический журнал Высшей школы экономики, т. 18, № 4, с. 586–619.
  • Рохмистров М. С. (2016). Доклад на экспертно-аналитическом мероприятии Счетной палаты РФ. (http://audit.gov.ru/press_center/news/26329 – Дата обращения 31.03.2016).
  • Самородова И. А., Исмаилова Ш. В. (2016). Гражданский контроль в государственных закупках // Экономика и социум, № 6(25), с. 11–23.
  • Социально-экономическое положение России. (2017). Январь–июль. М.: ФСГС.
  • Цыганков С. и Наливайко С. (2012). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: практика применения // Актуальные вопросы модернизации системы госзаказа. Международная научно-практическая интернет-конференция. М.
  • Эмпирический анализ системы госзакупок в России. (2015) / Под ред. А. А. Яковлева, О. А. Демидовой, Е. А. Подколзиной. М.: Изд. дом ВШЭ, 357 с.
  • Belokrylov, K. A. (2017). Public procurement reform in Russia: ways to reduce the risk of corruption // International Journal of Applid Business and Economic research, 15(8), 127–139.
  • Benchmarking Public Procurement: Assessing Public Procurement Systems in 77 Economies. (2016). E-Government in Support of Sustainable Development. UNITED NATIONS  E-GOVERNMENT SURVEY. (2016). New York: UNITED NATIONS. (http://workspace.unpan.org/sites/Internet/Documents/UNPAN96407.pdf – Дата обращения 05.08.2017).
  • Heidbreder, E. G. (2012). Civil Society Participation in EU Governance // Living Reviews in European Governance, 7(2), 6.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429