г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Специфика адаптивных стратегий в сфере дополнительного профессионального образования: барьеры и рентоориентированное поведение

Специфика адаптивных стратегий в сфере дополнительного профессионального образования: барьеры и рентоориентированное поведение

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 8 (номер 3),

В статье разрабатываемая авторами концепция адаптивной рациональности и адаптивного поведения исследуется в контексте институциональных изменений, реализуемых в сфере дополнительного образования России. Если внедряемые новшества некомплементарны институтам и правилам, действующим в среде дополнительного профессионального образования (ДПО), система может попасть в институциональную ловушку неэффективности. В этом случае акторы руководствуются отрицательными стимулами и страдает образовательный процесс. Сфера ДПО представляет особый интерес, так как в ней сочетаются интересы работника (слушателя), работодателя и академического сообщества. В попытках удовлетворить требования слушателей и работодателей, которые, как правило, ограничены в ресурсах, образовательные организации, предлагающие программы ДПО, вынуждены сокращать длительность курсов с тем, чтобы минимизировать издержки. Подобные меры негативно сказываются на качестве оказываемой образовательной услуги. Акторы, вовлеченные в систему ДПО, функционируют в сложных условиях: растет конкуренция на рынке услуг ДПО, происходит увеличение числа программ, постоянно варьируются требования государства и рынка труда. Данная статья нацелена на идентификацию релевантных институтов, механизмов адаптации, неформальных действующих правил и практик трех групп акторов сферы дополнительного образования – организаторов учебного процесса или руководителей, преподавателей ДПО и слушателей программ ДПО (на примере Ростовской области). В статье используются методы качественного интерпретативного анализа (интервью и анализ дискурсов).


Ключевые слова: адаптивное поведение; адаптивные стратегии; институты; дополнительное образование

Список литературы:
  • Абрамов А. Г., Булакина М. Б., Иванников А. Д. и др. (2014). Система дополнительного профессионального образования Российской Федерации: ключевые статистическиепоказатели по результатам автоматизированного сбора данных // Вестник РУДН, № 1 (серия «Информатизация образования»)
  • Акерлоф Дж. (1994). Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, вып. 5, с. 91−104
  • Аксенова Э. А. Тенденции развития непрерывного образования в США: социально-экономический аспект. (http://pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_pedagogical/Lerner2013/Aksenova_EH.A..pdf – Дата доступа: 01.09.2017).
  • Бондаренко Н. В. (2017). Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», [Мониторинг экономики образования, № 5 (104)].
  • Вольчик В. В., Филоненко Ю. В. и Кривошеева-Медянцева Д. А. (2015). Адаптивная рациональность, адаптивное поведение и институты // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований), т. 7, № 4.
  • Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации. (2016) / Под науч. ред. М. В. Новикова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 200 с.
  • Ключарев Г. А., Латов Ю. В., Диденко Д. В. и Латова Н. В. (2013). Непрерывное образование, человеческий капитал и социально-экономические неравенства в условиях трансформаций // Вестник РГНФ, № 13.
  • Ковалева Н. В., Бородина Д. Р. и Ковалева Л. Э. (2013). Спрос и предложение на рынке дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, № 6(6), с. 34–40.
  • Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. (http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 – Дата доступа: 21.08.2017).
  • Мосичева И. А. (2011). Реализация программ ДПО в условиях совершенствования нормативной базы профессионального образования // Высшее образование в России, № 8–9.
  • Мониторинг непрерывного профессионального образования: позиции работодателей и работников (2015) / Е. М. Авраамова, Т. Л. Клячко, Д. М. Логинов. М.: Изд. дом «Дело», РАНХиГС, 60 с.
  • Распределение занятого населения, проходящего обучение по программам дополнительного профессионального образования, по видам экономической деятельности на основной работе и возрастным группам. 2015. (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/obraz/index.html – Дата доступа: 23.07.2017).
  • Союз ДПО. 2017. (http://www.dpo-edu.ru – Дата доступа: 01.09.2017).
  • Справка о состоянии сферы непрерывного образования взрослых в Российской Федерации. Приложение 1 к Концепции развития непрерывного образования взрослых в РФ. 2017. (http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 –Дата доступа: 10.09.2017).
  • Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования. (2012). Материалы X Международной научно-практической конференции. (19–20 апреля 2012 г., город Ярославль). Ярославль: Издательство Академии Пастухова, 184 с.
  • Аcemoglu, D. and Pischke, J. S. (2000). Certification of training and training outcomes // European Economic Review, 44(4), 917–27.
  • Аcemoglu, D. and Pischke, J. S. (2003). Minimum wages and on-the-job training. In Worker Well-Being and public policy (pp. 159–202) // Emerald Group Publishing Limited.
  • Cheng, J. (2014).Values, Predicaments, and Countermeasures for a Model Combining Learning with Working in Higher Vocational Education // Chinese Education and Society, vol. 47, no. 5, September–October 2014, pp. 27–37.
  • Dustmann, C. and Schönberg, Uta. (2012). What makes firm-based vocational training schemes successful? The role of commitment // American Economic Journal: Applied Economics, no. 4(2), pp. 36–61.
  • Eichhorst, W., Rodríguez-Planas, N., Schmidl, R., et al. (2015). A road map to vocational education and training in industrialized countries // ILR Review, no. 68(2), pp. 314–337.
  • Halpern, R. (2009). The Means to Grow Up: Reinventing Apprenticeship as a Developmental Support in Adolescence. New York: Routledge.
  • Gambin, L. (2009). Initial vocational education and training (IVET) in Europe: Review. Thesaloniki: CEDEFOP (European Centre for the Development of Vocational Training).
  • Malcomson, J. M., Maw, J. W. and McCormick, B. (2003). General training by firms, apprentice contracts, and public policy // European Economic Review, 47(2), 197–227.
  • Woessmann, L. (2008). Efficiency and equity of European education and training policies // International Tax and Public Finance, no. 15(2), pp. 199–230.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429