Изменения организационных механизмов сферы высшего образования: анализ институциональной комплементарности
Изменения организационных механизмов сферы высшего образования: анализ институциональной комплементарности
Жук Александр Александрович
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики),
2018, Том
9
(номер 4),
В статье предпринята попытка проанализировать проводимые институциональные преобразования сферы высшего образования Российской Федерации с точки зрения их институциональной комплементарности, которую вслед за В. Вольчиком и И. Бережным мы трактуем как «ситуацию, когда институты создают правила и стимулы для поведения, которые не противоречат, а дополняют друг друга» (Вольчик, 2009, с. 37; Вольчик и Бережной, 2009, с. 68). Автором адаптирована исследовательская методология Б. Амабля, классифицировавшего институциональную комплементарность на основе параметров конкуренции на рынках, отношений найма, модели финансовой системы, модели социального обеспечения и модели функционирования образования. Результаты исследования позволили сформулировать вывод о том, что институты, получаемые в результате проведенных реформ, не всегда представляют собой логичную монолитную непротиворечивую систему, часто противоречат друг другу и мотивируют рыночных акторов действовать не сонаправленно собственным декларируемым установкам. Такая ситуация затрагивает всех рыночных субъектов, задействованных в исследуемой сфере: это и студенты, которые практически никак не мотивированы на получение глубокого и качественного образования, а лишь ориентированы на получение формального статуса лица с высшим образованием, подтвержденного соответствующим дипломом; это и профессорско- преподавательский состав, загруженный колоссальным объемом «бумажной» работы, связанной с подготовкой широкого спектра часто дублирующих свое содержание отчетов, массы методических пособий, рабочих программ дисциплин и других, несомненно, важных документов. Отдельную проблему при этом представляет вынужденная необходимость искать различные подработки в виде грантов, платных работ и услуг сторонним организациям, в результате которой у преподавателей практически не остается ни времени, ни желания на качественную подготовку к занятиям.
Ключевые слова:
институт; институциональная комплементарность; конкурентная среда; трансформация; высшее образование; реформа; организационный механизм
Список литературы:
- Вольчик В. В. (2009). Комплементарность и иерархия институтов в рамках хозяйственного порядка // Научные труды ДонНТУ. Серия: Экономическая, № 1(37), с. 35–41.
- Вольчик В. В. и Бережной И. В. (2009). Иерархия и комплементарность институтов в рамках хозяйственного порядка // Terra Economicus, Т. 7, № 2, с. 65–73.
- Вольчик В. В., Жук А. А. и Корытцев М. А. (2017). Конкурентная среда высшего образования в Ростовской области // Terra Economicus, Т. 15, № 3, с. 178–196.
- Липов В. В. (2012). Институциональная комплементарность как фактор формирования социально-экономических систем // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), Т. 4, № 1, с. 25–42.
- Одинцова А. В. (2010). Институциональная комплементарность (теоретический аспект) // Федерализм, № 3(59).
- Amable, B. (1999). Institutional complementarity and diversity of social systems of innovation and production. Berlin: Wissenschaftszentrum Berlin für Sozial forschungg, GmbH.
- Amable, B. (2005). Les cinq capitalismes: Diversité des systems économiques et sociaux dans la mondialisation. P. Seuil.
- Deeg, R. (2005). Complementarity and Institutional Change: How Useful a Concept? Philadelphia, Temple University.
- Deeg, R. (2007). Complementarity and institutional change in capitalist systems // Journal of European Public Policy, 14(4), 611–630. DOI: 10.1080/13501760701314433.
- Gumport, P. J. (2000). Academic Restructuring: Organizational Change and Institutional Imperatives // Higher Education, 39(1), 67–91.
Издатель:
ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429