г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Болевые точки стратегического развития России

Болевые точки стратегического развития России

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 12 (номер 3),

В работе исследована внешняя зависимость экономики РФ в контексте иностранных санкций, вывода капитала из РФ за рубеж, реализованных моделей управления крупнейшими отечественными компаниями (добывающий сектор, банки, ритейл, связь) и привлечения в интересах внутреннего бизнеса дешевых трудовых ресурсов. Обоснован тезис о том, что значительный сегмент национальной экономики де факто управляется с участием иностранного капитала. Определено, что к принятию важных корпоративных решений на системном уровне допущены иностранные граждане, включая привлечение иностранной рабочей силы и вывод капитала за рубеж. На примере ПАО «Магнит» показана замена российского менеджмента на иностранный в контексте введенных санкций против РФ. Оценено, что по состоянию на конец 2020 г. в виде прямых и портфельных инвестиций из РФ за рубежом накоплено и размещено около 50% ВВП страны. Предпринятые в РФ ответные меры на иностранное санкционное давление не смогли переломить эту негативную ситуацию. Обсуждается, что происходящее замещение коренного населения РФ трудовыми мигрантами с их постепенным закреплением на территории страны в перспективе может привести к социальным и политическим рискам, способным наиболее масштабно проявиться в период внутреннего кризиса. Реализация национально ориентированного сценария социально- экономического развития остается затрудненной, будучи возможной только при условии радикального изменения сложившейся модели функционирования национальной экономики.

Просмотров статьи: 45

Подробнее

Экономические механизмы семейной политики России в условиях пандемии COVID-19

Экономические механизмы семейной политики России в условиях пандемии COVID-19

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 12 (номер  3),

Усилившееся падение численности населения России в пандемийный период вызвало новую волну мер поддержки населения, в особенности семей с детьми. В статье декомпозирована существующая в России семейная политика, выделены преобладающие экономические механизмы стимулирования рождаемости и поддержки брачности; проведен анализ комплекса мероприятий семейной политики на предмет их адекватности последствиям пандемии COVID-19 и представлены рекомендации по совершенствованию механизмов семейной политики в России с целью повышения их результативности. Показано, что государственные меры поддержки брака и рождаемости как на федеральном, так и на региональных уровнях характеризуются фрагментарностью и исходят из нарратива традиционной многодетной семьи, которая де-факто является также малообеспеченной. В целом семейная политика акцентирует внимание на федеральный уровень поддержки, тогда как региональный уровень фактически отсутствует. Охарактеризован комплекс экономических механизмов семейной политики, и показан их акцент на количественную поддержку рождаемости, предлагаемые меры строго не ориентированы на брачность. Большая часть обозначаемых условий федерального центра сфокусирована на детях и материнстве, не затрагивая при этом специфических обстоятельств семьи как союза мужчины и женщины. Представлена группировка мероприятий региональных властей по предотвращению негативных последствий COVID-19 и предложения участия регионов в реализации экономических механизмов семейной политики России.

Просмотров статьи: 32

Подробнее

Роль историко-эволюционного подхода в развитии системы социальной защиты в Китае

Роль историко-эволюционного подхода в развитии системы социальной защиты в Китае

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 12 (номер 3),

В статье в рамках историко-эволюционного подхода рассматриваются этапы и содержательные характеристики социальной защиты в Китае. Хотя институциональная практика социальной защиты появился в начале XX в., в древнем Китае отдельные элементы социальной защиты населения уже существовали, по крайней мере, в период Западной Чжоу. В длительном историческом процессе от династии Западной Чжоу до раннего периода династии Цин была сформирована полная система социальной защиты. Эта система сильно отличалась от западных стран, имела сложную идеологическую основу. Она опиралась на государственную, народную, культурную, религиозную, семейную и другие традиции. Наряду со сменой династий, социальная защита в процессе исторического развития сохраняет свой локальный характер, ответственность государства, культурные особенности, роль семьи и другие основные характеристики. Эта система обеспечения, основанная на социальной помощи, до настоящего времени имеет большое значение. Историко-эволюционный подход не только определил ключевые этапы, но и заложил традиционные институциональные практики социальной защиты, на которые опирается китайская система социальной поддержки малоимущих слоев населения, дополняя ее современными корпоративными практиками и инструментами, делая ее гибкой, соответствующей принципам локализации, ответственности, социальной стабильности.

Просмотров статьи: 25

Подробнее

Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики

Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 12 (номер 3),

В современном мире роль университетов кардинально меняется и формируется новая модель их участия в экономике. Сущность новой модели состоит в неизмеримо более тесной интеграции вузов с предприятиями и организациями реального сектора экономики. Вузы, которые отвергнут эту модель, фактически не смогут больше быть полноправными участниками рынка высшего образования. В связи с этим многие российские университеты вынуждены искать новые механизмы взаимодействия с хозяйствующими субъектами региональной экономики. В статье обобщены и систематизированы наиболее успешные практики российских вузов по созданию и использованию интеграционных механизмов с компаниями, предприятиями и ведомствами регионов. Для этого рассмотрены примеры таких перспективных институтов, как: научно-образовательные центры и инфраструктурные инициативы; опорные вузы и сетевые инициативы; целевое обучение и практико-ориентированные программы; интеграция производства и образования на площадке вузов (учебные центры); частичная интеграция производства и образования на площадке предприятий (базовые кафедры); полная интеграция производства и образования на площадке предприятий (аутсорсинг); предпринимательские университеты и модель глобального академического партнерства; институт уникальных научных коллабораций и Центры коллективного пользования. Анализ данного опыта позволил нарисовать общие контуры новой модели практико-ориентированного университета.

Просмотров статьи: 34

Подробнее

Институты сферы высшего образования и науки как фактор экономического развития

Институты сферы высшего образования и науки как фактор экономического развития

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 12 (номер 3),

Современная экономика переживает структурную трансформацию, которая повышает роль знаний и технологий в экономическом развитии. Знания и технологии создают исследователи, прошедшие профессиональную подготовку в университетах. Система высшего образования в России проделывает путь аналогичный пройденному странами Запада. При проектировании институционального дизайна должны использоваться полученные знания о процедурах управления, ценностях, действующих правилах и функционировании конкретной институциональной среды. Институты, действующие в обществе, можно идентифицировать, изучая нарративы, объясняющие поступки, действующих лиц. В исследовании для изучения институциональных изменений в образовании и науке используются методы глубинного интервью и фокус-групп. Данные собраны в результате проектов «Определение институтов и организационных механизмов объединения вузов в контексте социально-экономического развития региона» (10 интервью) и «Институциональные ловушки оптимизации сферы образования и науки» (20 интервью, 3 экспертных фокус-группы). Нарративный анализ выявил группы интересов в сфере образования и науки, которые участвуют в функционировании институциональных ловушек. Наличие групп особых интересов – неотъемлемый атрибут институциональных ловушек, возникающих в условиях квазиоптимального равновесия. Объединение данных по исследованиям позволило показать значение института высшего образования и науки в системе факторов экономического развития.

Просмотров статьи: 34

Подробнее

Формирование образовательно-производственных кластеров в системе среднего профессионального образования как инструмент реализации региональной экономической политики

Формирование образовательно-производственных кластеров в системе среднего профессионального образования как инструмент реализации региональной экономической политики

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 12 (номер 3),

В статье исследуются формы взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в целях подготовки кадров со средним профессиональным образованием под запросы современной экономики. Общепризнанным является тот факт, что для успешного развития экономики любого государства и входящих в его состав регионов необходимо достаточное количество рабочих кадров, уровень подготовки которых соответствует уровню развития производительных сил. В условиях отсутствия диалога между государственной системой подготовки кадров и представителями промышленных предприятий выполнение данной задачи является весьма затруднительным. Ведь именно предприятия формируют потребность в рабочей силе. Кроме того, текущие темпы технологического прогресса задают особые требования к скорости выхода на рынок труда специалистов, владеющих навыками для работы на современном оборудовании. Все это требует немедленного пересмотра подходов к развитию системы профессионального образования, постоянному обновлению материально-технической базы профессиональных образовательных организаций. Наиболее удачным является кластерный подход к организации экономического пространства регионов. Вместе с тем в настоящее время такой подход применяется лишь для объединения усилий государства, бизнеса и научных учреждений в целях внедрения результатов научных разработок в деятельность хозяйствующих субъектов. В связи с этим в настоящем исследовании предлагается рассмотреть возможность создания образовательно-производственных кластеров как института, объединяющего интересы государства, бизнеса и образовательных организаций на основе соглашений о партнерском взаимодействии. Кроме того, в статье предложен комплекс налоговых преференций в целях стимулирования отраслевых предприятий в инвестирование в систему среднего профессионального образования.

Просмотров статьи: 24

Подробнее

Рынки труда регионов ресурсного типа

Рынки труда регионов ресурсного типа

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 12 (номер 3),

В современной экономической литературе накоплено достаточно данных, свидетельствующих о том, что рынки труда имеют локальную специфику, а единый общероссийский рынок труда является абстракцией, позволяющей решать определенные исследовательские задачи, но препятствующей пониманию сложности и разнонаправленности процессов, протекающих в отдельных регионах. В связи с этим важнейшей исследовательской проблемой является характеристика российского рынка труда как системы отдельных региональных рынков. Цель данной работы – определение функциональных характеристик рынков труда регионов ресурсного типа, выделение особенностей их состояния. На основе анализа данных Росстата за 2005–2006, 2008, 2013, 2016–2019 гг., а также микроданных выборочного обследования рабочей силы, проводимого Росстатом, за 2019 г. показано, что фактор ресурсной зависимости оказывает некоторое воздействие на параметры региональных рынков труда, но в сочетании с другими факторами (природно- климатическими, демографическими, пространственными, структурно-отраслевыми). Причем в разных регионах влияние разных факторов может быть самым различным. Проведенный кластерный анализ позволил выделить некоторые эффекты влияния уровня ресурсной зависимости регионов на рынки труда. Во-первых, только очень высокий уровень ресурсной зависимости регионов сопровождается существенным позитивным и комплексным воздействием на региональные рынки труда. Во-вторых, ресурсная зависимость регионов обеспечивает параметры рынка труда как минимум на уровне среднероссийских. С точки зрения государственного регулирования экономики это означает, что особого внимания заслуживают рынки труда регионов с высоким уровнем ресурсной зависимости. При этом основным направлением деятельности должны быть усилия по диверсификации экономики за счет сырьевой ренты, что требует разработки новых подходов к взаимодействию региональных властей с добывающими компаниями, базирующимися в регионах с ресурсной зависимостью.

Просмотров статьи: 32

Подробнее