г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики

Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 12 (номер 3),

В современном мире роль университетов кардинально меняется и формируется новая модель их участия в экономике. Сущность новой модели состоит в неизмеримо более тесной интеграции вузов с предприятиями и организациями реального сектора экономики. Вузы, которые отвергнут эту модель, фактически не смогут больше быть полноправными участниками рынка высшего образования. В связи с этим многие российские университеты вынуждены искать новые механизмы взаимодействия с хозяйствующими субъектами региональной экономики. В статье обобщены и систематизированы наиболее успешные практики российских вузов по созданию и использованию интеграционных механизмов с компаниями, предприятиями и ведомствами регионов. Для этого рассмотрены примеры таких перспективных институтов, как: научно-образовательные центры и инфраструктурные инициативы; опорные вузы и сетевые инициативы; целевое обучение и практико-ориентированные программы; интеграция производства и образования на площадке вузов (учебные центры); частичная интеграция производства и образования на площадке предприятий (базовые кафедры); полная интеграция производства и образования на площадке предприятий (аутсорсинг); предпринимательские университеты и модель глобального академического партнерства; институт уникальных научных коллабораций и Центры коллективного пользования. Анализ данного опыта позволил нарисовать общие контуры новой модели практико-ориентированного университета.


Ключевые слова: университеты; реальный сектор экономики; интеграция; базовая кафедра; высшее образование

Список литературы:
  • Аржанова И.В., Воров А.Б., Дерман Д.О., Дьячкова Э.А., Клягин А.В. (2017). Итоги реализации программ развития опорных университетов в 2016 г. // Университетское управление: практика и анализ 21(4): 11–21. [Arzhanova I.V., Vorov A.B., Derman D.O., Dyachkova E.A., Klyagin A.V. (2017). Results of Pillar Universities Development Program Implementation for 2016. Journal University Management: Practice and Analysis 21(4): 11–21. (In Russian).]
  • Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. (2020). Опорные университеты – потенциал развития регионов и отраслей // Высшее образование в России 29(8/9): 9–25. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-9- 25. [Berestov A.V., Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminsky V.I., Kireev S.V., Sadchikov S.M. (2020). Flagship Universities as Development Potential of Regions and Industries. Higher Education in Russia 29(8/9): 9–25. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-9-25. (In Russian).]
  • Гимпельсон В.Е., Зинченко Д.И. (2021). «Физики» и «лирики»: кто российскому рынку более ценен? // Вопросы экономики (8): 5–36. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-8-5-36. [Gimpelson V.E., Zinchenko D.I. (2021). “Physicists” and “lyricists”: Whom the Russian labor market values higher? Voprosy Ekonomiki (8): 5–36. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-8-5-36. (In Russian).]
  • Грязнов С.А. (2020). Возвращаясь к прикладному бакалавриату // Международный
  • журнал гуманитарных и естественных наук 10-1(49): 69–71. DOI: 10.24411/2500-1000-11077. [Gryaznov S.A. (2020). Returning to the Applied Baccalaureate. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 10-1(49): 69–71. DOI: 10.24411/2500-1000-11077. (In Russian).]
  • Зубок Ю.А., Чупров В.И. (2012). Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социологические исследования 8(340): 103–111. [Zubok Yu.A., Chuprov V.I. (2012). Attitude of the Youth to Education a Factor for Rising Effectiveness of Training High-Skill Specialists. Sotsiologicheskie issledovaniya 8(340): 103–111. (In Russian).]
  • Капелюшников Р.И. (2021). Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики (8): 69–92. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-8-69-92. [Kapeliushnikov R.I.(2021). Returns to education in Russia: Nowhere below? Voprosy Ekonomiki (8): 69–92. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-8-69-92. (In Russian).]
  • Кранзеева Е.А. (2017). Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ 21(5): 64–73. [Kranzeeva E.A. (2017). New Models of Universities: Contribution to Regional Development. Journal University Management: Practice and Analysis 21(5): 64–73. (In Russian).]
  • Новиков А.В., Новгородов П.А. (2017). Стратегия развития экономического вуза как основа оценки его интеллектуального капитала // Вестник НГУЭУ (3): 10–24. [Novikov A.V., Novgorodov P.A. (2021). Strategy of Economic University as a Basis of Its Appraisal of Intellectual Capital. Vestnik NSUEM (3): 10–24. (In Russian).]
  • Плужник И.Л., Ильницкая Т.О., Луччи Ф. (2018). Предпринимателями рождаются или становятся? Эффективные академические модели обучения предпринимательству студентов вузов // Образование и наука 20(5): 56–78. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-56-78. [Pluzhnik I.L., Ilnitskaya T.O., Lucci F. (2018). Are Entrepreneurs Born or Made? Effective Academic Models to Foster Entrepreneurial Graduates. Education and Science Journal 20(5): 56–78. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-56-78. (In Russian).]
  • Пронин А.Ю. (2021). Подготовка гражданских специалистов на базовых кафедрах для организаций Министерства обороны Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук 7(58): 65–68. DOI: 10.24412/2500-1000-7-65-68. [Pronin A.Yu. (2021). Training of Civil Specialists for Organizations of the Russian Ministry of Defense in Basic Departments. International Journal of Humanities and Natural Sciences 7(58): 65–68. DOI: 10.24412/2500-1000-7-65-68. (In Russian).]
  • Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. (2021). Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда // Вопросы экономики (8): 69–92. DOI:10.32609/0042-8736-2021-8-69-92. [Rozhkova K.V., Roshchin S.Yu., Solntsev S.A., Travkin P.V. (2021). The return to master’s degree in the Russian labor market. Voprosy Ekonomiki (8): 69–92. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-8-69-92. (In Russian).]
  • Сагинова О.В., Максимова С.М. (2017). Опыт взаимодействия вузов и предпринимательских структур // Российское предпринимательство 18(3): 377–387. DOI: 10.18334/rp.18.3.37304. [Saginova O.V., Maksimova S.M. (2017). Experience of Collaboration Between Universities and Business Organizations. Russian journal of entrepreneurship 18(3): 377–387. DOI: 10.18334/rp.18.3.37304. (In Russian).]
  • Седунов А.В., Седунова С.Ю. (2011). Модели взаимодействия университета и делового сообщества: европейский опыт // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки (15): 146–153. [Sedunov A.V., Sedunova S.J. (2011). Models Of Interaction Of University And Business Community: European Experience. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: sotsial’nogumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki (15): 146–153. (In Russian).]
  • Соловей О.В. (2021). Интеграция образования, бизнеса и государства в условиях инновационной экономики // Экономика образования (2): 4–14. [Solovey O.V. (2021). Integration of Education, Business and Government in an Innovative Economy. Economics of Education (2): 4–14. (In Russian).]
  • Тихонова Н.Е., Каравай А.В. (2018). Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010–2015 гг. // Социологические исследования (5): 84–98. DOI: 10.7868/S0132162518050082. [Tikhonova N.E., Karavay A.V. (2018). Dynamics of some indicators of the total human capital of Russians in 2010–2015. Sociological Studies (5): 84–98. DOI: 10.7868/S0132162518050082. (In Russian).]
  • Флек М.Б., Угнич Е.А. (2020). Взаимодействие вуза и предприятия: опыт базово кафедры в подготовке инженерных кадров // Университетское управление: практика и анализ 24(3): 122–136. DOI: 10.15826/umpa.2020.03.030. [Flek M.B., Ugnich E.A.(2020). University-Enterprise Cooperation: Experience of a Base Department in Engineer Training. Journal University Management: Practice and Analysis 24(3): 122–136. DOI:10.15826/umpa.2020.03.030. (In Russian).]
  • Balatsky E.V., Ekimova N.A. (2021). Russian economy model: Post-industrial society without industrial sector. The World of New Economy 15(2): 29–46. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-2-29-46.
  • Basso F.G., Pereira C.G., Porto G.S. (2021). Cooperation and technological areas in the state universities of São Paulo: An analysis from the perspective of the triple helix model. Technology in Society (65): article 101566. DOI: 10.1016/j.techsoc.2021.101566.
  • Gunasekara C. (2006). Reframing the Role of Universities in the Development of Regional Innovation Systems. Journal of Technology Transfer 31(1): 101–113. DOI: 10.1007/s10961-005-5016-4.
  • Liu Y., Huang Q. (2018). University capability as a micro-foundation for the Triple Helix model: The case of China. Technovation (76-77): 40–50. DOI: 10.1016/j.technovation.2018.02.013.
  • Melianova E., Parandekar S., Patrinos H.A., Volgin A. (2020). Returns to education in the Russian Federation: Some new estimates. World Bank Policy Research Working Paper (9387). DOI: 10.1596/1813-9450-9387.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online ISSN: 2412-6047
ISSN: 2078-5429