г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Институты и механизмы регулирования российской инновационной системы в зеркале нарративов

Институты и механизмы регулирования российской инновационной системы в зеркале нарративов

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

Инновационная система может рассматриваться как совокупность институтов и механизмов регулирования, которые создают среду для взаимодействий организаций и акторов академической сферы, бизнеса и государства. Анализ формальных институтов российской инновационной системы (РИС) показал, что она обладает сложной структурой, состоящей из множества пересекающихся институтов и дублирующих механизмов регулирования. Государство и академическая сфера тесно интегрированы в единую управленческую иерархию, а взаимодействие с бизнесом осуществляется опосредовано через институты развития и механизм государственных закупок. Крупные частные компании и компании с государственным участием зачастую во взаимодействии с академией решают задачу подготовки собственного кадрового потенциала, а не создания инноваций. Сопоставление многоуровневой структуры РИС и ее отражения в нарративах акторов позволило показать сложность системного восприятия инновационной деятельности в России и выделить следующие дисфункции РИС: 1) низкое качество формальных институтов и отсутствие системности в регулировании; 2) избирательность и противоречивость проводимой государственной инновационной политики; 3) неразвитость механизмов для формирования связей между наукой и бизнесом; 4) отсутствие инфраструктуры, производств и производственных мощностей для масштабирования инновационных продуктов; 5) недофинансирование образования, науки и инновационных разработок со стороны государства и частного бизнеса; 6) нарушение механизмов воспроизводства кадрового потенциала для инновационной деятельности.

Просмотров статьи: 81

Подробнее

Переформатирование российского университета в условиях гибридной войны: практико-ориентированная модель

Переформатирование российского университета в условиях гибридной войны: практико-ориентированная модель

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

Начавшийся с 2022 года процесс фрагментации мировой экономики поставил на повестку дня радикальную перестройку университетской системы Российской Федерации в направлении повышения ее практико- ориентированности. Цель статьи состоит в обосновании стартового сценария реформы по перенастройке кадровой, организационной и управленческой подсистем российских университетов. В частности, представлена общая архитектура практико-ориентированной модели российских университетов с учетом имеющегося прогрессивного опыта. Раскрыты требуемые изменения в кадровой политике новой трехуровневой модели обучения студентов (x+y+z) и показано, как они должны сопрягаться с организационными изменениями внутри университетов. Рассмотрены принципы рекрутирования кадров для современных университетов, предполагающие внедрение формулы совмещения трех компетенций «3-К», модели преподавания «3-У» и принцип совмещения разных мест работы. Структурирован механизм вовлечения студентов в производственный процесс за счет: планирования структуры подготовки кадров и целевого обучения; стажировки на старших курсах и системы рекомендательных писем; введении системы отработки бюджетного образования по распределению; организации центров занятости в университетах; практико-ориентированной реорганизации аспирантуры и докторантуры. Поднимаются вопросы пересмотра и обновления учебных программ и дисциплин по социальным наукам, а также меры по дебюрократизации университетской системы.

Просмотров статьи: 48

Подробнее

Переформатирование системы российского высшего образования: общая макроструктурная конфигурация

Переформатирование системы российского высшего образования: общая макроструктурная конфигурация

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

Начавшийся с 2022 года процесс деглобализации мировой экономики требует радикального переформатирования действующей университетской системы Российской Федерации. Цель статьи состоит в обосновании комплекса первичных стартовых мер, направленных на практико-ориентированную перестройку рынка российских университетов. В частности, обосновано, что понятие университета мирового класса уже утратило свою релевантность, в связи с чем его следует заменить на более операциональное понятие – университет высшего класса (УВК), учитывающий не абстрактные научные достижения коллектива вуза, а удовлетворение конкретных запросов национальной и региональной экономики. Сеть УВК должна стать драйвером процесса обеспечения технологического суверенитета РФ, в связи с чем цель начавшейся реформы высшего образования состоит в ее создании. В статье обосновано, что несмотря на утрату университетскими рейтингами своей универсальности и эффективности, заложенный в них аналитический потенциал не следует полностью игнорировать. В частности, осуществленная в статье идентификация потенциальных УВК на основе предметных рейтингов международных систем QS, ARWU и THE позволила определить ядро вузов РФ, насчитывающее в настоящее время 53 университета, которые должны находиться в центре внимания федеральных и региональных властей. Для обеспечения технологического и экономического суверенитета России целесообразно классифицировать все вузы страны на 4 категории: классические, технологические, жизнеобеспечивающие, социо-гуманитарные и регионально-отраслевые университеты. Это позволит сформировать пул УВК из лучших университетов каждой группы как на уровне регионов, так и на уровне всей страны, что обеспечит необходимый уровень сбалансированности национальной системы высшего образования РФ и обеспечить ее максимальное сопряжение с реальной экономикой.

Просмотров статьи: 45

Подробнее

Анклавы богатства и политические связи крупного бизнеса в странах с развивающимися рынками

Анклавы богатства и политические связи крупного бизнеса в странах с развивающимися рынками

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

В статье рассматривается взаимосвязь между функционированием анклавов богатства и использованием политических связей крупным бизнесом в странах с развивающимися рынками. Показано, что анклавные экономики имеют истоки в колониальном прошлом этих стран, и данные политико-экономические системы затрудняют переход к модели связанной экономики, которая характеризуется наличием мультипликационного эффекта, обеспечивающего создание высокотехнологичных производств в обрабатывающих отраслях, появление малых инновационных предприятий, формирование спроса на человеческий капитал в сфере проведения исследований и разработок. Напротив, анклавы богатства представляют ту часть экономики, которая встроена в глобальные цепочки создания стоимости, но не работает на формирование внутренних рынков, не обеспечивает основу для развития обрабатывающих производств высокого передела, блокирует появление быстрорастущих компаний из инновационного сектора, а направления инвестирования в человеческий капитал связаны с добычей природно-минеральных ресурсов. Длительное существование анклавов богатства определяется доминированием групп со специальными интересами, включающих представителей правящих элит и политически влиятельного бизнеса. Для политически влиятельного крупного бизнеса доступ в анклавы богатства ассоциируется с получением определенных привилегий. Правящие элиты используют рентные доходы как источник создания патронажных синекур с целью укрепления существующих режимов.

Просмотров статьи: 36

Подробнее

Открытость органов власти и доверие в регионе: инструментарий оценки на базе social mining

Открытость органов власти и доверие в регионе: инструментарий оценки на базе social mining

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

В исследовании предпринята попытка с помощью методов наукометрического анализа, инструментов social mining и многомерных статистических методов показать взаимосвязь уровня доверия в региональных экономических системах и открытости органов власти. При этом доверие рассматривается как фактор риска в развитии экономических систем в силу существенного влияния данного неформального института на деятельность хозяйствующих субъектов и принятие решений. Выполненный наукометрический анализ публикаций по теме работы позволил установить экспоненциальный рост числа научных статей по вопросам доверия, открытости, социальных сетей и соответствующему аналитическому инструментарию. Построенные сетевые карты ключевых слов дали возможность выделить наиболее крупные тематические кластеры, отражающие концентрацию научных работ в областях исследования, во-первых, связанных с данными, алгоритмами и технологиями их анализа, пользователями сетей, во-вторых, отражающих различные аспекты организационного и индивидуального поведения и того, что это поведение определяет. Количественное обоснование взаимосвязи открытости органов государственной власти, доверия и вовлечения населения было осуществлено с использованием методов эконометрического анализа. Благодаря этому в исследовании было доказано, что в большей степени на уровень доверия влияет вовлеченность пользователей, что позволяет сделать вывод о важности качественного представления деятельности органов власти в социальных сетях для повышения уровня доверия.

Просмотров статьи: 33

Подробнее

Являются ли российские столицы наиболее модернизированными? (Парадоксы поселенческой дифференциации)

Являются ли российские столицы наиболее модернизированными? (Парадоксы поселенческой дифференциации)

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

Рассматривается дифференциация обеспеченности доступа россиян к ниформационно-культурным контентам и культурных характеристик жителей различных типов поселений. Статистика 1970–2020-х гг. показывает, что различия в материальной информационно-культурной инфраструктуре различных типов поселений были в основном сглажены (хотя и не полностью ликвидированы) еще в позднесоветскую эпоху. Однако отсутствие качественных различий между разными типами поселений в доступе к основным каналам постоянной трансляции информационно-культурных контентов сочетается, согласно данным организованных Институтом социологии ФНИСЦ РАН социологических опросов, с сохранением культурно-обусловленных существенных различий в потреблении этих контентов. Это является фактором воспроизводства различий современных россиян, живущих в разных типах поселений, по приверженности разным культурным ценностям и установкам. Как и ожидалось, в соответствии с теориями урбанизации и модернизации, городское население в России XXI века несколько больше привержено ценностям общества модерна (свободе, инновационности и т.д.), чем сельское. В то же время, на данных проведенного в 2021 году общероссийского социологического опроса зафиксированы сильные различия в зависимости от типа городского поселения. Наиболее продвинутыми в модернизационном плане являются жители городов с численностью населения 0,5–1,0 млн чел., т.е. далеко не самые урбанизированные поселения. Неожиданно культурные ценности жителей двух российских столиц оказались, с точки зрения соответствия нормам общества модерна, отнюдь не самыми передовыми. Перевернутая U-образная модель социологически выявляемых культурных поселенческих различий показывает незавершенность в постсоветской России культурной модернизации, формирующей важнейшие компоненты социального капитала.

Просмотров статьи: 27

Подробнее

Формирование и развитие российского рынка углеродных единиц

Формирование и развитие российского рынка углеродных единиц

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

В статье исследуются предпосылки формирования секвестрационной индустрии в России, в частности, на примере рынка углеродных единиц. Рассмотрены основные факторы, оказавшие влияние на его формирование, также проведен сравнительный анализ зарубежных механизмов снижения углеродного следа в продукции промышленных производств: введение углеродного налогообложения и использование рыночных механизмов обращения эмиссионных углеродных квот. Россия пошла по второму пути, и уже в 2022 году была сформирована и апробирована рыночная инфраструктура торговли углеродными единицами. В статье приведены результаты исследования основных участники такого рынка, а также способы и механизмы их взаимодействия как при совершении сделок, так и при получении и подтверждении официального статуса участника углеродного рынка. Обращение углеродных единиц в России имеет как общие, схожие с международными правилами и нормами, так и свои специфические черты. Несмотря на то, что обращение углеродных единиц осуществляется путем проведения открытых биржевых торгов, вся деятельность по их выпуску и отчуждению фиксируется в едином государственном реестре под жестким государственным контролем на основании единых принципов и правил. Кроме того, такой реестр содержит полную верифицированную информацию обо всех участниках рынка. Осуществление сделок, не прошедших такую верификацию и регистрацию, не допускается. Все эти меры направлены, прежде всего, на повышение управляемости процессами декарбонизации экономики нашей страны и, как следствие, ускорение ее темпов. Кроме того, в статье рассмотрены перспективы и ключевые тенденции развития углеродного рынка в нашей стране

Просмотров статьи: 48

Подробнее

Воспроизводственный подход к управлению устойчивостью развития природохозяйственных экосистем в новых реалиях

Воспроизводственный подход к управлению устойчивостью развития природохозяйственных экосистем в новых реалиях

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

В статье, на фоне рассмотрения традиционного единства четырех моментов классической теории общественного воспроизводства, изложена специфика условий его функционирования в новых реалиях, что предопределяет актуальность публикации. При этом акцентирована необходимость учета мегаэкономической, макроэкономической и внешнеполитической обстановки, а также внутренней социально-политической стабильности гражданского общества и возможностей реализации конструктивного потенциала системы отношений общественного строя производства. Раскрыты императивы воспроизводственного подхода к обеспечению устойчивости развития национальной экономики с позиции учета состояния репродуктивно- экологического функционала ее природохозяйсивенной экосистемы и к управлению этим процессом. Подчеркнута значимость функциональной роли природных экосистем в предоставлении экосистемных услуг для формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека – субъекта и объекта общественного развития. Целью статьи является авторское изложение императивов обеспечения условий устойчиво- динамичного режима воспроизводства и органичного системодополняющего взаимодействия (комбинационного сочетания, функционального соответствия и параметрической адекватности) всех моментов (элементов) воспроизводственного процесса. Предметом исследования являются эколого-экономические императивы, обеспечивающие репродуктивно-устойчивый режим процесса функционирования природохозяйственных экосистем. Основные результаты исследования заключаются в обосновании необходимости включения затрат на восстановление репродуктивного потенциала естественно-природной среды как производителя экосистемных услуг, оказываемых человеку природой, в баланс стоимости устойчивого режима воспроизводства по процедуре оценки единицы экологических благ аналогично стоимости соответствующей единицы природных ресурсов. Это позволило бы объективно и полно оценить объем национального богатства в стоимостных показателях. Область применения полученных результатов определяется возможностями обеспечения устойчивости функционирования природохозяйственных экосистем в России с учетом глобальных технологических трендов для преодоления существующих вызовов и решения стоящих перед страной сложных социально-экономических задач.

Просмотров статьи: 26

Подробнее

Цифровизация в системе организации капитального ремонта многоквартирных домов в России

Цифровизация в системе организации капитального ремонта многоквартирных домов в России

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

В статье обоснована необходимость и возможность использования информационно-коммуникационных технологий для снижения остроты и интенсивности проблемы принципала-агента, возникающей в современной системе организации капитального ремонта многоквартирных домов в России. Для содержательной оценки существующих ресурсов информационно-коммуникационного обеспечения системы капитального ремонта в России на основе «лестницы гражданского участия Арнштейн» предложена иерархическая модель, включающая семь уровней участия собственников жилья в решении проблемы капитального ремонта дома. Анализ наполнения и сервисов ресурсов информационного обеспечения системы капитального ремонта многоквартирных домов в России показал, что пока они не способствуют практикам активного реального участия собственников жилья в решение вопросов капитального ремонта, находятся на уровне «символического» участия, обеспечивая в той или иной степени информирование о нормативно правовой базе капитального ремонта, структуре органов регулирования в данной сфере, текущей деятельности региональных операторов. Информационное обеспечение системы капитального ремонта многоквартирных домов в России на современном этапе представляет собой информационный поток от органов власти к гражданам, при слабом или отсутствующем потоке обратной связи с возможностью контроля поступающих инициатив и жалоб, что не позволяет констатировать продвижение в смягчении следствий проблемы принципала-агента в данной сфере.

Просмотров статьи: 57

Подробнее

Характеристики, влияние и контрмеры поддержки занятости в условиях цифровизации экономики

Характеристики, влияние и контрмеры поддержки занятости в условиях цифровизации экономики

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

Со стремительным расширением применения таких новых технологий 4-й промышленной революции, как искусственный интеллект, 5G, облачные вычисления, большие данные, цифровая экономика становится все более масштабной составляющей национальной экономики. Однако, поддерживаемая технологиями нового технологического уклада, она по-разному влияет на занятость в разных регионах, отраслях и социальных группах, привнося новые возможности и вызовы на рынок труда. Выявлено противоречие между темпами роста ВВП Китая и уровнем занятости выпускников колледжей, что не соответствует закону Оукена. Сделан вывод о том, что закон Оукена справедлив для макроэкономики, населения страны в целом, а для его адаптации к специальной группе студентов (выпускников) следует учитывать влияние ряда выявленных факторов. Проведен мониторинг формальной институционализации политики цифровизации экономики стран-лидеров и Китая. Обоснованы меры адаптации занятости к новым трудовым отношениям в цифровую эпоху: модернизация государственной политики предотвращения безработицы, масштабно-финансовые тренды выращивания талантов, развитие платформенной экономики, институционально-цифровая трансформации системы трудоустройства.

Просмотров статьи: 20

Подробнее

Институциональное развитие устойчивого финансирования: потенциальные и текущие ограничения

Институциональное развитие устойчивого финансирования: потенциальные и текущие ограничения

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

Инструменты устойчивого финансирования имеют неоценимое значение для достижения заявленных ООН Целей устойчивого развития, а также смягчения последствий глобального изменения климата. Несмотря на значительную рыночную капитализацию, существуют серьезные проблемы для дальнейшего роста этого рынка, такие как пробелы в законодательстве и отсутствие прозрачности в оценке реального воздействия проектов, заявленных как устойчивые, а также оценке компаний, желающих заимствовать средства на этом рынке, что дезориентирует инвесторов. В статье анализируются текущее состояние и перспективы глобального рынка устойчивого финансирования и поддерживающей его институциональной инфраструктуры. Приведён краткий обзор национального российского рынка устойчивого финансирования.

Просмотров статьи: 22

Подробнее

Ускоренное судопроизводство в свете дифференциации уголовно-процессуальной формы

Ускоренное судопроизводство в свете дифференциации уголовно-процессуальной формы

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

Статья посвящена теоретическим вопросам сущности и понятия ускоренного судопроизводства как вида современного российского уголовного процесса. Автор на примерах исторического и сравнительно-правового характера раскрывает подлинную сущность и основное содержание института ускоренного судопроизводства как вида современного российского уголовного процесса. Обосновывается положение о сложной исторической эволюции на протяжении всего периода существования института ускоренного судопроизводства, а также постоянных попыток приспособить его для достижения текущих целей и задач уголовной и уголовно- процессуальной политики. В конечном итоге показана бесплодность направлений, использующих идеи ускоренного судопроизводства для так называемой гибридизации и современной эклектики в области процессуальной формы. Сформулировано оригинальное определение понятия ускоренного судопроизводства.

Просмотров статьи: 25

Подробнее

Влияние государственного покупателя на конкуренцию в сфере публичных закупок России

Влияние государственного покупателя на конкуренцию в сфере публичных закупок России

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), , Том 13 (номер 4),

С экономической точки зрения конкурентный аспект публичных закупок является относительно слабо изученной областью исследований закупочной политики государства, поскольку экономисты, как правило, в большей степени концентрируют внимание на специфических для госзакупок проблемах распределения рисков, формирования стимулов, преодоления информационной асимметрии. С другой стороны, изучению публичных закупок с точки зрения фирм-поставщиков также уделяется ограниченное внимание, вероятно, вследствие того, что с экономической точки зрения их анализ относится к периферийной области микроэкономики, акцентирующейся на анализе монопсонии и покупательной способности государства. В данной статье предпринята попытка охарактеризовать публичные закупки с точки зрения специфики рыночной структуры этого квазирынка. В качестве предпосылки анализа следует подчеркнуть, что конкурентный анализ регулирования деятельности государства как покупателя и его влияния на рынок не может быть надлежащим образом проведен в ситуациях, когда оно является единственным покупателем (т.е. в чистом виде на «общественных рынках») или там, где оно не обладает значительной рыночной властью (на чисто частных рынках). И если первая ситуация анализируется через призму отраслевого регулирования (вследствие чистой монопсонии государственного покупателя), то во втором случае влияние публичных закупок практически незначительно (из-за отсутствия покупательной способности у населения) и, вероятно, останется ниже всех порогов значимости. Выявлены особенности рынка публичных закупок, где господствует государственный покупатель, обладая масштабной покупательной способностью и взаимодействуя с частными рынками; определены последствия его поведения.

Просмотров статьи: 50

Подробнее