Проблема «принципал-агент» в исламских банках и механизмы её решения
Проблема «принципал-агент» в исламских банках и механизмы её решения
Герасименко Мария Анатольевна
студентка 3-го курса факультета экономики, стажер, НИУ ВШЭ, Ipsos Russia, г. Москва
студентка 3-го курса факультета экономики, стажер, НИУ ВШЭ, Ipsos Russia, г. Москва
Лысюк Мария Владимировна
студентка 3-го курса факультета экономики, НИУ ВШЭ, г. Москва
студентка 3-го курса факультета экономики, НИУ ВШЭ, г. Москва
Журнал институциональных исследований,
2014, Том
6
(номер 2),
с. 68-78
В данной работе рассмотрена проблема «принципал-агент», специфичная для исламской банковской системы. Для решения проблемы морального риска, возникающей в рамках этой системы, авторами предложены механизмы как внутреннего, так и внешнего мониторинга. Теоретическая модель, основанная на методе внутреннего мониторинга с вознаграждением, показывает, что моральный риск тем ниже, чем выше штраф за оппортунизм. Особое влияние культуры, присущей странам с исламской банковской системой, обеспечивает эффективность внешнего механизма борьбы с моральным риском - религиозные установки не позволяют агентам вести себя оппортунистически. Также важно, что религия влечет за собой создание еще одного внутреннего механизма борьбы с моральным риском - создание особых Религиозных Комитетов, эффективность деятельности которых регулируется взаимодействием трехуровневой системы мониторинга. В конце работы приведен пример функционирования Финансового дома Амаль в Татарстане. Авторы приходят к выводу, что далеко не все механизмы, присущие работе банков в исламских странах, пока реализованы в условиях банковской системы Татарстана.
Ключевые слова:
исламские финансы; проблема принципал-агент; асимметричная информация; моральный риск; оппортунизм; роль религиозных институтов
Список литературы:
- Сайт ФД Амаль. (http://amalfd.ru - Дата обращения: 10.03.2014).
- Ahmed H. (2002). Incentive-compatible profit-sharing contracts: a theoretical treatment. Islamic banking and finance: new perspectives on profit sharing and risk, pp. 40-53.
- Aldohni A. K. (2008). The emergence of Islamic banking in the UK: a comparative study with Muslim countries // Arab Law Quarterly, 22(2), pp. 180-198.
- Anas E. L. M. E. L. K. I. and Mounira B. A. (2009). Ethical investment and the social responsibilities of the Islamic banks // International Business Research, 2(2), p. 123.
- Iqbal M. and Llewellyn D. T. (Eds.). (2002). Islamic banking and finance: new perspectives on profit sharing and risk. Edward Elgar Publishing. pp. 1-6.
- Khan M. S. and Mirakhor A. (1990). Islamic banking: Experiences in the Islamic Republic of Iran and in Pakistan // Economic Development and Cultural Change, pp. 353 -375.
- Kuran T. (2012). The long divergence: how Islamic law held back the Middle East. Princeton University Press, p. 46.
- Suleiman N. M. (2000). Corporate governance in Islamic banks // Tarsadalom es gazdasag Kozep-es Kelet-Europaban / Society and Economy in Central and Eastern Europe, pp. 98-116.
Издатель:
ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2076-6297
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2076-6297