г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Репетиторство в России: описание явления на основе онлайн-платформ

Репетиторство в России: описание явления на основе онлайн-платформ

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 11 (номер 4),

Репетиторство широко распространено в Российской Федерации. По различным оценкам, на текущий момент рынок репетиторских услуг составляет больше 30 млрд рублей. Являясь самозанятыми с точки зрения законодательства, репетиторы ведут свою деятельность в неформальном секторе экономики и являются «невидимыми» для официальной статистики, так как не платят налоги и не имеют какого-либо формального статуса. Несмотря на ряд законодательных инициатив, призванных вывести самозанятых «из тени», большая часть репетиторов по-прежнему действует без формального закрепления, а законодательные инициативы воспринимает как «очередной налог». Тем не менее, несмотря на неформальный характер деятельности, репетиторы имеют ряд формальных параметров, которые поддаются сбору и анализу, – многие из них работают. В статье представлены результаты эмпирического исследования репетиторов в Москве и Московской области. Проводился парсинг (автоматизированный сбор данных, представленных в интернете в открытом доступе) шести наиболее популярных сайтов, размещающих информацию о репетиторских услугах по Москве и Московской области – в общей сложности скачано порядка 180 тысяч анкет с различной информацией по репетиторам (пол, стаж, цена, отзывы, статус). Результаты представлены в виде описательной статистики по обозначенным выше параметрам и сопровождаются аналитическими комментариями, обозначающими ключевые тренды и позиции в репетиторстве. Также проводится сегментация репетиторства в Москве и Московской области на основе полученных данных, описание основных типов поведенческих стратегий и формируется, описывается портрет «типичного» репетитора, продвигающего свои услуги через онлайн-платформы.


Ключевые слова: неформальная занятость, репетиторство, неформальный рынок труда, теневое образование

Список литературы:
  • Барсукова С. Ю. (2017). Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого. М.: Высшая школа экономики.
  • Барсукова С. Ю. (2003). Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // Социологические исследования, 7, 3–16.
  • Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», с. 180.
  • Олейник А. (1997). Издержки и перспективы реформы в России: институциональный подхода // Мировая экономика и международные отношения, 12.
  • Ослунд А. (1996). «Рентоориентированное поведение» в российской переходной экономике // Вопросы экономики, 8.
  • Полтерович В. М. (1999). Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы, 35.
  • Полтерович В. М. (2001). Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России, 3.
  • Скотт Дж. (2005). Благими намерениями государства. Почему и как проваливаются проекты улучшения условий человеческой жизни / Пер. с англ. Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчаниновой. М.: Университетская книга.
  • Biswal, B. P. (1999). Private tutoring and public corruption: a cost-effective education system for developing countries // The Developing Economies, 37 (2), 222–240.
  • Bray, M. (2011). The challenge of shadow education: private tutoring and its implications for policy makers in the European Union // Brussels: European Commission.
  • Bray, M. (2013). Shadow education: comparative perspectives on the expansion and implications of private supplementary tutoring // Procedia – Social and Behavioral Sciences, 77, 412–420.
  • Bray, M., Percy Kwok, P. (2003). Demand for private supplementary tutoring: conceptual considerations, and socio-economic patterns in Hong Kong // Economics of Education Review, 22 (6), 611–620.
  • Byun, Soo-Yong, Baker, D. P. (2015). Shadow education / Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences, edited by Robert A Scott and Stephan M Kosslyn, 1–9. Hoboken, NJ, USA: John Wiley & Sons, Inc.
  • Cohen P. A., Kulik, J. A., Kulik, Chen-Lin C. (1982). Educational outcomes of tutoring: A meta-analysis of findings // American Educational Research Journal, 19 (2), 237–248.
  • Das, G. C., Das, R. (2013). An empirical view on private tutoring in school mathematics of Kamrup District // International Journal of Scientific and Research Publications, 3 (5), 8.
  • Foondun, A. R. (2002). The issue of private tuition: an analysis of the practice in Mauritius and selected South-East Asian Countries, 48 (6), 485–515.
  • Glewwe, P. W., Hanushek E. A., Humpage S. D., Ravina R. (2011). School resources and educational outcomes in developing countries: A Review of the literature from 1990 to 2010. Chicago: University of Chicago Press, December, pp. 13–64.
  • Ireson, J. (2004). Private tutoring: how prevalent and effective is it? // London Review of Education, 2 (2), 109–122.
  • James, E. (1987). The public/private division of responsibility for education: An international comparison // Economics of Education Review, 6 (1), 1–14.
  • Kim, Sunwoong, Lee, Ju Ho (2010). Private Tutoring and Demand for Education in South Korea // Economic Development and Cultural Change, 58 (2), 259–296.
  • Kozar, O. (2013). The face of private tutoring in Russia: evidence from online marketing by private tutors // Research in Comparative and International Education, 8 (1), 74–86.
  • Loyalka, P., Zakharov, A. (2016). Does shadow education help students prepare for college? Evidence from Russia // International Journal of Educational Development, 49, July, 22–30.
  • Rosenshine, B., Furst, N. (1969). The Effects of Tutoring Upon Pupil Achevement: Research Review // Eric, pp. 43.
  • Šťastný, V. (2017). Private tutoring lessons supply: insights from online advertising in the Czech Republic // Compare: A Journal of Comparative and International Education, 47 (4), 561–579.
  • Tansel, A., Bircan, F. (2006). Demand for education in Turkey: A tobit analysis of privatetutoring expenditures // Economics of Education Review, Special Issue: In Honor of W. PierceLiles, 25 (3), 303–313.
  • Tsiplakides, I. (2018). Shadow education and social class inequalities in secondaryeducation in Greece: The case of teaching English as a foreign language // InternationalJournal of Sociology of Education, 7 (1), 71.
  • Wasik, B. A., Slavin, R. E. (1993). Preventing early reading failure with one-to-one tutoring:a review of five programs // Reading Research Quarterly, 28 (2), 178.
  • Watson, Dr. L. (2008). Private expectations and public schooling: the growth of private tutoring in Australia // (AARE) National Conference, November, p. 15.
  • Zhang, Yu. (2013). Does private tutoring improve students National College Entrance exam performance? – A case study from Jinan, China // Economics of Education Review, 32, 1–28.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297