Эмпирический анализ оппортунизма на основе опроса студентов университетов
Эмпирический анализ оппортунизма на основе опроса студентов университетов
Данилова Дарья Игоревна
консультант отдела аудита финансового сектора, АО ПрайсвотерхаусКуперс, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
консультант отдела аудита финансового сектора, АО ПрайсвотерхаусКуперс, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Розмаинский Иван Вадимович
кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований),
2019, Том
11
(номер 4),
Статья посвящена новому институциональному анализу факторов оппортунизма в студенческой среде, иными словами, читингу среди студентов. Исследование проводится на основе собранной авторами базы данных, состоящей из 231 студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербург в период с декабря 2018 г. по март 2019 г. На основании уже опубликованных работ в области оппортунистического поведения авторы тестировали ряд гипотез. Эконометрическое моделирование позволило установить влияние на склонность студентов к оппортунизму таких факторов как мотивация, склонность к групповой работе и прокрастинации, ожидания относительно окружающих, финансовая независимость и определённый уровень дохода. Так, студенты, мотивированные в первую очередь на получение знаний, проявляют меньшую склонность к оппортунизму по сравнению со студентами, главным мотивом которых выступает получение степени. Вероятность вести себя оппортунистически выше у студентов, склонных к групповой работе и прокрастинации, нежели у тех, кто склонен работать в одиночку и решать разнообразные задачи последовательно по мере их поступления. В случае если студент считает, что более 70% его одногруппников нарушают устав вуза, вероятность того, что и сам студент окажется оппортунистом, окажется выше, по сравнению со студентами, считающими, что нечестных одногруппников менее трети. Кроме того, студенты, частично зависимые от родителей, менее склонны к оппортунизму по сравнению с теми студентами, кто от родителей не зависит вообще. Наконец, студенты, получающие доход в диапазоне от двадцати до тридцати тысяч рублей, менее склонны к оппортунизму при прочих равных условиях, чем студенты, в чьём распоряжении находятся менее 10 тысяч рублей в месяц. Таким образом, на основании проведённого анализа можно предполагать, при каких условиях студенческая среда будет характеризоваться более высокой склонностью к оппортунизму и, соответственно, меньшим темпом накопления человеческого капитала.
Ключевые слова:
оппортунизм; оппортунистическое поведение; факторы оппортунизма; читинг среди студентов
Список литературы:
- Автономов В. С. (2017). Постоянная и переменная рациональность как предпосылка экономической теории // Журнал Новой экономической ассоциации, 1 (33), 142–146.
- Белянин А. В. (2017). Экономика обмана: причины, факторы, экспериментальное измерение // Экономический журнал ВШЭ, 21 (2), 201–223.
- Козлова Е. В. (2012). Экономические механизмы выявления и ограничения оппортунистического поведения в российских корпорациях // Вестник Челябинского государственного университета, 10, 117–121.
- Розмаинский И. В., Ивлиева А. А., Ким П. С., Подгайская А. Э. (2017). Институциональный анализ ограниченной рациональности современных россиян // Journal of Institutional Studies, 9 (4), 101–117.
- Уильямсон О. И. (1993). Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS, 3, 39–49.
- Уильямсон О. И. (1996). Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат. 702 с.
- Anderman, E. M., Cupp, P. K., Lane D. (2010). Impulsivity and academic cheating // The Journal of Experimental Education, 78 (1), 135–150.
- Borisova, E. I., Peresetsky, A. A. (2016). Do secrets come out? Statistical evaluation of student cheating // Applied Econometrics, 44, 119–130.
- Burrus, R. T., McGoldrick, K., Schuhmann, P. W. (2007). Self-reports of student cheating: Does a definition of cheating matter? // The Journal of Economic Education, 38 (1), 3–16.
- Finn, K. V., Frone, M. R. (2004). Academic performance and cheating: Moderating role of school identification and self-efficacy // The Journal of Educational Research, 97 (3), 115–122.
- Hutton, P. A. (2006). Understanding student cheating and what educators can do about it? // College Teaching, 54 (1), 171–176.
- Leibenstein, H. (1976). Beyond Economic Man. A New Foundation for Microeconomics. London, Harvard University Press, 225 p.
- López-Pérez, R., Spiegelman, E. (2012). Do economists lie more? Universidad Autónoma de Madrid (Spain), Department of Economic Analysis (Economic Theory and Economic History). Working Papers in Economic Theory. Working Paper No 2012/04.
- Love, J. H. (2005). On the opportunism-independent theory of the firm. // Cambridge Journal of Economics, 29 (3), 381–397.
- Love, J. H. (2010). Opportunism, hold-up and the (contractual) theory of the firm. // Journal of Institutional and Theoretical Economics, 166 (3), 479–501.
- Magnus, J. R., Polterovich, V. M., Danilov, D. L., Savvateev, A. V. (2002). Tolerance of cheating: An analysis across countries. // Journal of Economic Education, 33 (2), 125–135.
- Miller, A., Shoptaugh, K., Wooldridge, J. (2011). Reasons not to cheat, academic-integrity responsibility, and frequency of cheating // The Journal of Experimental Education, 79 (2), 169–184.
- Murdock, T. B., Beauchamp, A. S., Beauchamp, A. S., Hinton, A. M. (2008). Predictors of cheating and cheating attributions: Does classroom context influence cheating and blame for cheating // European Journal of Psychology of Education, 23 (4), 477–492.
- Nagin, D. S., Rebitzer, J. R., Sanders, S., Taylor, L. J. (2002). Monitoring, motivation, and management: The determinants of opportunistic behavior in a field experiment // The American Economic Review, 92 (4), 850–873.
- Pulfrey, C., Butera, F. (2013). Why neoliberal values of self-enhancement lead to cheating in higher education: A motivational account // Psychological Science, 24 (11), 2153–2162.
- Rettinger, D. A., Kramer, Y. (2009). Situational and personal causes of student cheating // Research in Higher Education, 50 (3), 293–313.
- Simkin, M. G., McLeod, A. (2010). Why do college student cheat? // Journal of Business Ethics, 94 (3), 441–453.
- Smith, K. J., Ervin, D., Davy, J. A. (2003). An examination of the antecedents of cheating among finance students // Journal of Financial Education, 29, 13–33.
- Tas, Y., Tekkaya. C. (2010). Personal and contextual factors associated with students’ cheating in science // The Journal of Experimental Education, 78 (4), 440–463.
- Taradi, S. K., Taradi, M., Kneževich, T., Đogaš, Z. (2010). Students come to medical schools prepared to cheat: A multi-campus investigation // Journal of Medical Ethics, 36 (11), 666–670.
- Teodorescu, D., Andrei, T. (2009). Faculty and peer influences on academic integrity: College cheating in Romania // Higher Education, 57 (3), 267–282.
- Vafaï, K. (2010). Opportunism in organizations // Journal of Law, Economics, & Organization, 26 (1), 158–181.
- Williamson, O. E. (1975). Markets and Hierarchies. Analysis and Antitrust Implications. New York: Free Press. 286 p.
Издатель:
ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297