г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Институциональные изменения в высшем образовании и прекариат

Институциональные изменения в высшем образовании и прекариат

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 11 (номер 4),

Технологические изменения повышают роль наукоемких отраслей и человеческого капитала как факторов экономического роста, зависящих от институциональной среды. Институт высшего образования и науки имеет особое значение по трем причинам: во-первых, внутри него генерируются новые технологии и инновации; во-вторых, он обеспечивает создание и воспроизводство человеческого капитала, подготавливает высококвалифицированные кадры для национальной экономики; в-третьих, в системе высшего образования формируются элиты, которые будут осуществлять управление экономической и политической жизнью страны. В условиях системного кризиса отечественной экономики возник феномен «работающей бедности», а число граждан, живущих за чертой прожиточного минимума, увеличивается, несмотря на «цифровизацию» и рост «инновационности» экономики. Все большее распространение получают формы нестандартной занятости. Особенно остро стоит проблема занятости студентов и выпускников вузов – в настоящее время она не способствует осуществлению модернизации и экономическому развитию экономики России, а ведет к деградации творческого потенциала молодых специалистов. Попадание в прекариат прямо со студенческой скамьи обусловлено как индивидуальным выбором, так и глобальными тенденциями, проявляющимися в несоответствии структуры подготовки студентов и рынка труда. Существующее несоответствие спроса на рабочую силу на локальном рынке труда способствует усилению миграции выпускников определенных направлений в иные регионы страны в поисках работы или ведет к понижению квалификации выпускников с последующим включением в состав прекариата. Создание эффективной информационной системы взаимодействия регионального рынка труда и рынка образовательных услуг – один из способов преодоления возникших диспропорций.


Ключевые слова: институциональные изменения; сфера высшего образования; прекариат; рынок труда; неформальная занятость

Список литературы:
  • Абанкина, И. В., Абанкина, Т. В., Николаенко, Е. А., Филатова, Л. М. (2013). Сравнительная характеристика систем высшего образования зарубежных стран: конкурентные методы финансирования // Экономика образования, 1, 53–73.
  • Веблен, Т. Б. (2018). Инженеры и ценовая система. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
  • Вольчик, В. В., Маскаев, А. И., Савко, П. О. (2017). Институциональные и организационные изменения при слиянии вузов // Journal of Institutional Studies, 9 (3), 147–163.
  • Вольчик, В. В., Маслюкова, Е. В. (2019). Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки // Terra Economicus, 17 (2), 146–162.
  • Вольчик, В. В., Посухова, О. Ю. (2016). Прекариат и профессиональная идентичность в контексте институциональных изменений // Terra Economicus, 14 (2), 159–173.
  • Головко, Н. В., Дегтярева, В. В., Мадюкова, С. А. (2014). Предпринимательский университет и теория тройной спирали // Высшее Образование в России, (8–9).
  • Маслова, Е. В. (2017). К вопросу о методике выявления слоя прекариев на основе анализа стандартной и нестандартной форм занятости // Вестник ВИВТ, (2), 175–182.
  • Норт, Д. (2010). Понимание процесса экономических изменений. М.: Высшая школа экономики (Государственный университет).
  • Онищенко, Е. (2018). Полтриллиона на науку: войдет ли Россия в первую пятёрку // Газета.ru. Наука.
  • Посухова, О. Ю., Маскаев, А. (2016). Прекариат мегаполиса и профессиональная идентичность в контексте неявного знания // Journal of Institutional Studies, 8 (4), 92–105.
  • Тощенко, Ж. (2018a). Новое явление в социальной структуре общества: прекариат // Общество и экономика, (11), 25–45.
  • Тощенко, Ж. Т. (2018b). Прекариат: от протокласса к новому классу: Монография / Институт социологии ФНИСЦ РАН, РГГУ. М.: Наука, 350 с.
  • Becker, G. S. (1962). Investment in human capital: A theoretical analysis // Journal of political economy, 70 (5, Part 2), p. 31.
  • Bessant, J. (2018). Young precariat and a new work order? A case for historical sociology // Journal of Youth Studies, 21 (6), 780–798.
  • Clark, B. R. (1998). Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issues in Higher Education. ERIC. Retrieved from. (http://eric.ed.gov/?id=ED421938).
  • Elsner, W. (2012). The Theory of Institutional Change Revisited: The Institutional Dichotomy, Its Dynamic, and Its Policy Implications in a More Formal Analysis // Journal of Economic Issues, 0 (1), 1–44. (https://doi.org/10.2753/JEI0021-3624460101).
  • Han, C. (2018). Precarity, precariousness, and vulnerability // Annual Review of Anthropology, 47, 331–343.
  • Holmberg, D., Hallonsten, O. (2015). Policy reform and academic drift: research mission and institutional legitimacy in the development of the Swedish higher education system 1977–2012 // European Journal of Higher Education, 5 (2), 181–196.
  • Johnsen, H. C. G. (2016). The new natural resource: Knowledge development, society and economics. Routledge, p. 3.
  • Kiersztyn, A. (2017). Non-standard employment and subjective insecurity: how can we capture job precarity using survey data? In Precarious Work (pp. 91–122). Emerald Publishing Limited.
  • Lazar, S., Sanchez, A. (2019). Understanding labour politics in an age of precarity // Dialectical Anthropology, 43 (1), 3–14.
  • Leydesdorff, L. (2010). The Knowledge-Based Economy and the Triple Helix Model // Annual Review of Information Science and Technology, 44 (1), 365–417.
  • Leydesdorff, L. (2012). The triple helix, quadruple helix… and an N-tuple of helices: explanatory models for analyzing the knowledge-based economy? // Journal of the Knowledge Economy, 3 (1), 25–35.
  • Loomis, S., Rodriguez, J. (2009). Institutional Change and Higher Education // Higher Education, 58 (4), 475–489.
  • Paret, M. (2018). Building Labor Solidarity in Precarious Times: The Danger of Union Paternalism // Labor Studies Journal. DOI: 10.1177/0160449X18814310.
  • Tahar, S., Boutellier, R. (2013). Resource Allocation in Higher Education in The Context of New Public Management // Public Management Review, 15 (5), 687–711.
  • Thelen, K. (2019). The American Precariat: US Capitalism in Comparative Perspective // Perspectives on Politics, 17 (1), 5–27.
  • Valentinov, V. (2011). The Meaning of Nonprofit Organization: Insights from Classical Institutionalism // Journal of Economic Issues, 0 (4), 901–916. (https://doi.org/10.2753/JEI0021-3624450408).
  • Volchik V., Maslyukova, E. (2019). Trust and Development in Education and Science // Entrepreneurship and Sustainability Issues, 6 (3), 1444–1455.
  • Zafirovski, M. (2019). The dark side of capitalism – in orthodox economics? // The European Journal of the History of Economic Thought, 1–52.
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297