г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

«Утроенный провал» институционального проектирования в реформировании высшего образования России

«Утроенный провал» институционального проектирования в реформировании высшего образования России

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 12 (номер 4),

В статье характеризуются причины и последствия «утроенного провала» в сфере реформирования высшего образования России. Эти умножающиеся негативные эффекты явились результатом деятельности эксклюзивного «клуба» проектировщиков и заказчиков. В качестве проектировщика в него входит узкое по составу «либеральное» экспертное сообщество, включающее группу элитных университетов и научных центров. В роли заказчика выступает российское государство, представленное двумя взаимосвязанными субъектами: правящей группой и политизированными администраторами «научно-образовательных ведомств». Первичный провал выражается в выборе в качестве образца институциональных проектов, реализация которых в странах ЕС и США не привела к повышению качества высшего образования. При этом не были выявлены проблемы, связанные с тем, что внедряемые инструменты нового государственного менеджмента во многом оказались неспособными оценивать социальную эффективность высшего образования. Это связано со спецификой создаваемых в этой системе благ, которые являются, во-первых, доверительными, во-вторых, создающими обширный круг положительных экстерналий. Вторичный провал заключается в декларативном характере заявленного приоритета повышения социальной эффективности высшего образования в России. Это проявилось в том, что реализация проектов реформ не ведет к достижению заявленных конечных результатов, связанных с повышением качества высшего образования, удовлетворением потребностей национальной экономики в человеческом капитале, и возможностями для развития социума. На практике внедряемые формальные институты резко усиливают дифференциацию социально-экономического развития субъектов РФ. Это не просто непреднамеренное следствие действий реформаторов, а результат их реальной ориентации на цели частной эффективности. Третичный провал связан с тем, что проектировщики и заказчики, реализуя свои краткосрочные частные интересы, запустили процесс «саморазрушения» всей системы высшего образования и науки в долговременном периоде. Сформировавшийся в данной сфере «анклав богатства» поглощает ресурсы страны, подрывая в долговременном периоде возможности собственного развития и даже выживания.


Ключевые слова: институциональное проектирование; высшее образование; правящая группа; политизированные администраторы; «анклав богатства».

Список литературы:
  • Баранов, И. Н. (2012). Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента, 10(1),. 51–64.
  • Курбатова, М. В. (2016). Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия // Мир России, 4, 59–86.
  • Курбатова, М. В., Каган, Е. С. (2016). Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Журнал институциональных исследований, 8(3),116–136.
  • Курбатова, М. В., Каган, Е. С., Апарина, Н. Ф. (2015). Поведение работников вузов в условиях реформирования высшего профессионального образования: проблема выбора // Социологические исследования, 2, 122–133.
  • Марджинсон, С. (2017). Общественные блага, производимые в высших учебных заведениях России // Вопросы образования, 3, 9–36. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-8-36
  • Олсон, М. (1998). Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция, социальный склероз. Новосибирск: ЭКОР.
  • Сигман, К. (2008). «Новый государственный менеджмент» в российском высшем образовании // IFRI. Russie.Nei.Visions, 30.
  • Тамбовцев, В. Л. (1997). Теоретические вопросы институционального проектирования // Вопросы экономики, 3, 82–94.
  • Тамбовцев, В. Л. (2006). Конечные результаты отрасли образования и проблемы их измерения // Вопросы образования, 1, 5–24.
  • Тамбовцев, В. Л. (2014). Общественные блага и общественные интересы: есть ли связь? // Вопросы экономики, 11, 25-40. DOI: 10.32609/0042-8736-2014-11-25-40
  • Тамбовцев, В. Л. (2019). Управление без измерений // Terra Economicus, 17(3), 6-29. DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17-3-6-29
  • Bergan, S. (2019). The European Higher Education Area: A Road to the Future or at Way’s End? // Tuning Journal for Higher Education, 6(2), 23–49. DOI: 10.18543/tjhe-6(2)-2019pp23-49
  • Bergan, S., Deca, L. (2018). Twenty Years of Bologna and a Decade of EHEA: What Is Next? In: Curaj, A., Deca, L., Pricopie R. (Eds.). European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies (pp. 295–319). Cham: Springer.
  • Bowen, W., Levin, S. (2003). Reclaiming the Game: College Sports and Educational Values. Princeton: Princeton University Press.
  • Brown, A. (2011). Problems with National Qualifications Frameworks in practice. The English case // Austrian Open Access Journal of Adult Education, 14, p. 1–12.
  • Caddick, S. (2008). Back to Bologna. The Long Road to European Higher Education Reform // EMBO Reports, 9(1), 18–22. DOI: 10.1038/sj.embor.7401149
  • Centra, J. A. (1983). Research Productivity and Teaching Effectiveness // Research in Higher Education, 18(4), 379–389. DOI: 10.1007/BF00974804
  • Congleton, R. (2002). Buchanan and the Virginia School. In: Brennan, G., Kliemt, H., Tollison, R.D. (Eds.). Method and Morals in Constitutional Economics (pp. 23–39). Berlin: Springer-Verlag.
  • De Rudder, H. (2010). Mission Accomplished? Which Mission? The «Bologna Process» – A View from Germany // Higher Education Review, 43(1), 3–20.
  • Dienel, C. (2019). Bologna - an utopy of harmony for European higher education // Innovation: The European Journal of Social Science Research, 32(4), 403–405. DOI: 10.1080/13511610.2019.1674131
  • Eberts, R., Hollenbeck, K., Stone, J. (2002). Teacher Performance Incentives and Student Outcomes // Journal of Human Resources, 37(4), 913–927. DOI: 10.2307/3069621
  • Enders, J., Westerheijden, D. (2011). The Bologna Process: From the National to the Regional to the Global, and Back. In: King, R., Marginson, S., Naidoo, R. (Eds.). Handbook on Globalization and Higher Education (pp. 469–484). Cheltenham: Edward Elgar.
  • Gayef, A., Hurdag, C. (2014). Quality Assurance and the Bologna Process in Higher Education // Educational Alternatives, 12, 949–956.
  • Gleeson, J. (2013). The European Credit Transfer System and curriculum design: product before process? // Studies in Higher Education, 38(6), 921–938. DOI: doi.org/10.1080/03075079.2011.610101
  • Hahm, S., Kluve, J. (2016). Effects of the Bologna Reform on Educational Outcomes: Micro Evidence from Germany // IZA Discussion Paper, 10201.
  • Hood, C. (2006).Gaming in targetworld: The targets approach to managing British public services // Public Administration Review, 66(4), 515–521.
  • Hufner, K. (2003). Higher Education as a Public Good: Means and Forms of Provision // Higher Education in Europe, 28(3), 339–348. DOI: 10.1080/0379772032000120007
  • Huisman, J. (2019). The Bologna process in European and post-Soviet higher education: institutional legacies and policy adoption // Innovation: The European Journal of Social Science Research, 32(4), 465–480. DOI: 10.1080/13511610.2019.1597686
  • Kalt, J., Zupan, M. (1984). Capture and Ideology in the Economic Theory of Politics // American Economic Review, 74(3), 279–300.
  • Karran, T. (2004). Achieving Bologna convergence: Is ECTS failing to make the grade? // Higher Education in Europe, 29(3), 411–421. DOI: 10.1080/0379772042000331688
  • Laffont, J.-J., Tirole, J. (1991). The Politics of Government Decision-Making: A Theory of Regulatory Capture // The Quarterly Journal of Economics, 106(4), 1089–1127. DOI: 10.2307/2937958
  • Lerche, K. (2016). The Effect of the Bologna Process on the Duration of Studies // CEGE Discussion Paper, 287.
  • Levin, S. N., Sablin, K. S. (2017). «Politicized» Bureaucrats as Agents of Economic Development in Resource-Rich Regions // Social Science, 48(1), 35–47.
  • Lorenz, C. (2006). Will the Universities Survive the European Integration? Higher Education Policies in the EU and in the Netherlands before and after the Bologna Declaration // Sociologia Internationalis, 44(4), 123–151.
  • Matei, L. (2020). Academic freedom in the European Higher Education Area: crisis or celebration? In: Noorda, S., Scott, P., Vukasovic, M. (Eds.). Bologna Process Beyond 2020: Fundamental Values of the EHEA (pp. 21–27). Bologna: Bononia University Press.
  • Niskanen, W. A. (2003). Autocratic, Democratic, and Optimal Government: Fiscal Choices and Economic Outcomes. Cheltenham, Edward Elgar.
  • Pollitt, C., Dan, S. (2011). The Impacts of the New Public Management in Europe: A Meta-analysis // Coordinating for Cohesion in the Public Sector of the Future (COCOPS), WP 3.14.
  • Rauhvargers, A., Rusakova, A. (2009). Improving recognition in the European Higher Education Area: an analysis of national action plans // Council of Europe Higher Education Series, 12.
  • Shulman, J., Bowen, W. (2001). The Game of Life: College Sports and Educational Values. Princeton: Princeton University Press.
  • Štech, S. (2011). The Bologna Process as a New Public Management Tool in Higher Education // Journal of Pedagogy/Pedagogický Casopis, 2(2), 263–282. DOI: 10.2478/v10159-011-0013-1
  • Teelken, C., Wihlborg, M. (2010). Reflecting on the Bologna Outcome Space: Some Pitfalls to Avoid? Exploring Universities in Sweden and the Netherlands // European Educational Research Journal, 9(1), 105–115. DOI: 10.2304/eerj.2010.9.1.105
  • Turner, G. (2019). How the Bologna process has affected the German university system // Innovation: The European Journal of Social Science Research, 32(4), p. 513–515. DOI: 10.1080/13511610.2019.1611419
  • Veiga, A., Amaral, A. (2012). Soft Law and the Implementation Problems of the Bologna Process // Educação, Sociedade & Culturas, № 36, 121–140.
  • Veiga, A. (2019). Unthinking the European Higher Education Area - differentiated integration and Bologna’s different configurations // Innovation: The European Journal of Social Science Research, 32(4), 495–512. DOI: 10.1080/13511610.2019.1666704
  • Vögtle, E. M. (2019). 20 years of Bologna - a story of success, a story of failure. Policy convergence and (non-) implementation in the realm of the Bologna Process // Innovation: The European Journal of Social Science Research, 32(4), 406–428. DOI: 10.1080/13511610.2019.1594717
  • Wihlborg, M., Teelken, C. (2014). Striving for Uniformity, Hoping for Innovation and Diversification: A Critical Review concerning the Bologna Process - Providing an Overview and Reflecting on the Criticism // Policy Futures in Education, 12(8), 1084–1100. DOI: 10.2304/pfie.2014.12.8.1084
  • Young, M. (2009). Implementing National Qualifications Frameworks: Problems and Possibilities. In: Maclean, R., Wilson, D. (Eds.). International Handbook of Education for the Changing World of Work. Bridging Academic and Vocational Learning (pp. 2917–2933). Dordrecht: Springer Netherlands. DOI: 10.1007/978-1-4020-5281-1_191
Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"
Online-ISSN: 2412-6039 ISSN: 2076-6297