г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Феномен инкапсуляции знания и его роль в построении теории издержек передачи знания

Феномен инкапсуляции знания и его роль в построении теории издержек передачи знания

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 2),

В связи с высокой фрагментированностью текущих экономических исследований знания, в статье предложена возможная основа их обобщения. Научным фундаментом для этого, по представлениям авторов, может служить открытый Харольдом Демсецем, но, несмотря на авторитет автора, в значительной мере игнорируемый феномен инкапсуляции знаний. Экономические агенты стараются сжать связанное с высокими затратами полное знание в краткие алгоритмы неполного знания, позволяющие пользоваться им без издержек на обучение. Для доказательства перспективности данного подхода как ядра обобщенной теории знания авторами выявлены элементы полного знания и возможность минимизации связанных с ними издержек при помощи инкапсуляции. Рассмотрен широкий спектр конкретных вариантов инкапсуляции знания, от инструкций и суеверий до институтов и аутсорсинга. Показано, что каждый из них при определенных условиях способен резко снижать издержки, связанные с полным знанием, не приводя при этом к неприемлемому увеличению издержек неполного знания. Сделан вывод об универсальности и широком масштабе применения феномена инкапсуляции знания в экономике, что заслуживает отражения в общей теории знания в экономической науке. Отмечено также, что подход Демсеца требует заметно переориентировать фокус исследований знания в экономической науке, сместив его в сторону изучения передачи знания, а не только его создания.

Просмотров статьи: 42

Подробнее

Институциональное доверие как фактор отношения к новым технологиям

Институциональное доверие как фактор отношения к новым технологиям

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 2),

Успешность инновационного развития страны зависит не только от стороны предложения (разработки инновационных продуктов), но и стороны спроса – готовности населения пользоваться новыми технологиями. В данной статье на основе данных репрезентативных опросов по России в 2018 и 2020 гг. тестируются две гипотезы. Первая – о положительной связи между институциональным доверием (доверием федеральной, региональной и муниципальной власти), а также убежденностью в защищенности персональных данных, собираемых государством, и отношением к новым технологиям (в сфере здравоохранения и беспилотного транспорта). Предполагается, что государство воспринимается населением как гарант качества институциональной среды и используемой инфраструктуры, важных для обеспечения безопасности внедрения и использования новых технологий. Вторая гипотеза – об отрицательной связи между институциональным доверием и отношением к медицинским технологиям, выступающим в качестве субститута функций, которые выполняет человек в рамках своих должностных обязанностей. Она основана на предположении, что в случае низкого институционального доверия население может предъявлять повышенный спрос на технологии, которые позволяют заместить деятельность человека, работающего в государственной системе, которой они не доверяют. Результаты анализа данных показали, что вне зависимости от типа рассмотренных технологий, чем выше институциональное доверие и убежденность в защищенности персональных данных, собираемых государством, тем при прочих равных условиях более спокойно человек относится к пользованию новыми технологиями. Полученные результаты могут быть использованы для выстраивания институциональных и информационных мер, направленных на повышения приятия населением новых технологий. Большое значение также может иметь настройка мер для отдельных социально-демографических групп населения с учетом уровня институционального доверия.

Просмотров статьи: 38

Подробнее

Оценка институтов микроэкономического уровня: трансакционно-контрактный подход и его реализация

Оценка институтов микроэкономического уровня: трансакционно-контрактный подход и его реализация

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 2),

Статья содержит обоснование и описание авторского трансакционно-контрактного подхода к оценке институтов микроэкономического уровня и разработанной для его реализации концепции. Выявлена и обоснована необходимость приоритетного развития методов прямой, непосредственной экономической оценки институтов, которые заключаются в анализе и измерении их компонентов, тем самым преодолевающих существенные недостатки косвенных методов, весьма приблизительных по результатам и эффективно применяемых только при сравнительных оценках. Методы прямой оценки институтов позволяют измерять издержки, выгоды трансформационного и трансакционного характера, отражающие структуру производственных отношений и прав собственности, что открывает возможности моделирования экономического поведения участников институциональных соглашений. Опираясь на необходимость развития методов прямой оценки институтов, авторы предлагают производить такую оценку путем измерения их структурных компонентов при преобразовании индивидуальных усилий экономических агентов в коллективные действия на основе процесса смены трансформаций и трансакций на уровне контракта как институционального соглашения. В качестве реализации трансакционно-контрактного подхода к оценке институтов разработана оригинальная концепция, содержащая определение основных компонентов институциональных соглашений, выявление типов институциональных норм, анализ структуры институциональных компонентов полных и неполных контрактов, определение взаимосвязи трансакционных и трансформационных издержек в производственном процессе, анализ структуры контрактных отношений в контексте трансакционных и трансформационных издержек и выгод, а также моделирование, разработку методик измерения институтов и их практические возможности.

Просмотров статьи: 34

Подробнее

Пандемия коронавируса и кризис экспертного знания: перезагрузка чуда, тайны и авторитетов

Пандемия коронавируса и кризис экспертного знания: перезагрузка чуда, тайны и авторитетов

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 2),

В статье анализируются причины важного эффекта пандемии COVID-19, ставшей катализатором давно назревшего падения авторитета экспертного знания. Утверждается мысль, что результатом широкого доступа граждан к информации и научным данным является крушение универсальных и монопольных экспертно-научных иерархий знания большого общества, контролируемых государством. Научные эксперты, выступавшие как исторические наследники священников, жрецов и шаманов, утратили привилегированный доступ к сакральному знанию, ставшему всеобщим достоянием благодаря СМИ и Интернету. В результате была сильно поколеблена ключевая функция экспертизы – легитимация политического порядка и властных элит. Эксперты без статуса агентов государства стали неотличимы от обычных граждан. На примере дискуссий ваксеров и антиваксеров делается вывод, что обе стороны способны выдвинуть убедительные научные аргументы, риторически не позволяющие власти свести дискуссию об эффективности прививок к вовсе неочевидному спору просвещенных государственных экспертов и необразованных мракобесов. Отмечается, что именно в наиболее развитых западных государствах наблюдается сильное гражданское диссидентское движение, не доверяющее, либо ставящее под сомнение дисциплинарные режимы коллективного сосуществования, легитимируемые патерналистской риторикой заботы политических элит. Соответственно элиты в фоновой ситуации усиления практик гетерархии, постправды и постмодернизма уже не могут опереться на привычные метанарративы Просвещения, позволявшие им монополизировать дискурс науки во имя прогресса и безусловного блага, выстраивая удобные для своих приоритетов иерархии знания-власти. Поскольку наука, знания и информация давно стали всеобщим достоянием, грань между элитами, экспертами и гражданами в сфере доступа к науке стерлась почти до неразличимости. Актуальная политическая проблема состоит в том, что ситуация столкновения разных парадигм, мнений и данных является как раз нормальным состоянием науки, которое теперь переносится в область публичных общественных дискуссий по итогам окончательной секуляризации науки. Таким образом, институт экспертного знания превращается в лишнее звено в ситуации равного доступа всех заинтересованных сторон к научным данным, в институт, который вряд ли сможет в обозримой перспективе эффективно выполнять функции научной легитимации общественно значимых решений.

Просмотров статьи: 35

Подробнее

Они предупреждали (предвидения советских ученых о возможном крахе СССР)

Они предупреждали (предвидения советских ученых о возможном крахе СССР)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 2),

Анализируются работы советских ученых, предупреждавших в 60–70 годы о возможности краха СССР. В книге «Доживет ли СССР до 1984 года?», вышедшей в 1969 году, историк Андрей Амальрик выявил причины возможного краха СССР (устранение из жизни и состава правящего класса наиболее активных и способных, дряхление режима, деградация нравственности и деидеологизация) и даже назвал его примерные сроки. В записке руководителям партии правительства от 19 марта 1970 года физики Сахаров и Турчин и историк Медведев показали замедления в шестидесятые годы в СССР экономического развития и технического прогресса, уровня жизни населения, растущее отставание в этих сферах от развитых капиталистических стран. Они связали эти явления с отсутствием свободы мысли и творчества, политических свобод. Экономист и историк Ахиезер проанализировал историю России и на основе выявленного циклического ее развития и огромного фактического материала о политическом и экономическом развитии предсказал перестройку и ее крах, сопровождающийся крахом СССР. Ханин произвел рядом методов альтернативные оценки динамики экономического развития СССР и ее факторов. Было выявлено неуклонное снижение темпов экономического развития и эффективности использования ресурсов, начиная с седьмой пятилетки. На этой основе было предсказано значительное сокращение национального дохода СССР с середины 80-х годов. Заведующий отделом прогнозирования ЦЭМИ АН СССР Б.Н. Михалевский в 1967 году составил прогноз развития советской экономики на ближайшие 10–15 лет. В нем на основе глубокого анализа структуры советской экономики и реальных цифр инфляции предсказывалось при сохранении прежней экономической политики падение промышленного производства и уровня жизни населения. Показано, что авторы прогнозов возможного краха СССР либо подвергались гонениям, либо их мнение игнорировалось. Показывается, что игнорирование предупреждений о возможном крахе СССР объясняются авторитарным характером советского общественного строя, низким интеллектуальным уровнем советского руководства 60–70 годов, опасениями потери власти. Анализируется облик авторов предупреждений о крахе СССР.

Просмотров статьи: 29

Подробнее

Теоретико-методологические аспекты анализа опыта цифровизации управления экономикой (на примере позднего СССР)

Теоретико-методологические аспекты анализа опыта цифровизации управления экономикой (на примере позднего СССР)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 2),

Цель статьи состоит в апробации неоинституциональных теорий общественного выбора и политических рынков для анализа накопленного в научной литературе эмпирического материала о реализованных и нереализованных проектах создания цифровых систем поддержки принятия решений для государственного управления экономикой в позднем СССР (середина 1950-х – конец 1980-х гг.). Обосновывается, что их методологический инструментарий, разработанный на основе изучения экономических и политических явлений преимущественно западных обществ с рыночной экономикой, способен объяснить подобные явления в индустриальном обществе другого типа. Таким образом, основной вклад настоящей статьи состоит в интерпретации данных историко- экономических феноменов через призму указанных неоинституциональных теорий. Показано, как различные формы институциональной конкуренции позволили создать ведомственные цифровые системы, в то время как фактически блокировали создание общенациональных. Указываются следующие важные факторы институциональных взаимодействий на политическом рынке позднего СССР, повлиявшие на результаты реализации цифровых проектов. Во-первых, сверхдорогостоящие проекты создания общенациональных систем во многом являлись отражением технократических представлений, свойственных научной и политической элите позднего СССР, но институциональные коалиции в пользу их развития оказались нежизнеспособными в отсутствие явно выраженной поддержки на самых верхних уровнях государственного аппарата. Во-вторых, устойчивое игнорирование советской бюрократией необходимости масштабных социальных изменений, которыми неизбежно сопровождается смена технологических укладов. В-третьих, технократизм мышления ученых-экономистов, субъективно придерживавшихся принципов научной рациональности и максимизации общественного благосостояния, также мешал их эффективному взаимодействию на политическом рынке позднего СССР. Делается вывод, что неоинституциональные теории общественного выбора и политического рынка дают возможность адекватно описывать и анализировать практики взаимодействия политической и экономической сфер и механизмы функционирования централизованно управляемой экономики СССР, в качестве предпосылки для оценки возможного влияния цифровых интеллектуальных систем на управленческие процессы в экономике РФ.

Просмотров статьи: 23

Подробнее

Роль факторов обстоятельств в дифференциации оплаты труда россиян

Роль факторов обстоятельств в дифференциации оплаты труда россиян

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 2),

Целью настоящего исследования является определение влияния обстоятельств на дифференциацию оплаты труда российских граждан. Задачи исследования: идентификация факторов обстоятельств, количественная оценка их вклада в оплату труда россиян и их отдельных доходных групп. Информационную основу исследования составили данные РМЭЗ-НИУ ВШЭ за 2004 и 2018 годы и данные LITS-III за 2016 год. В работе использовались параметрические методы регрессионного анализа, декомпозиция неравенства по методу Мордуха-Сикуляра, построение квантильных регрессий. В результате исследования были получены оценки вклада факторов обстоятельств настоящего и прошлого в дифференциацию оплаты труда российского населения. Установлено, что неравенство доходов на российском рынке труда в первую очередь определялось региональным фактором, в меньшей степени – сектором занятости и гендерным признаком респондентов. Наименьший вклад в неравенство внес фактор формальности занятости. Влияние родительского образования на трудовое вознаграждение детей также оказалось небольшим. Снижение вклада обстоятельств в дифференциацию оплаты труда россиян в 2004–2018 гг. в основном объяснялось уменьшением межрегиональных различий в уровне заработной платы, где немалую роль сыграла активная перераспределительная политика государства. Влияние факторов обстоятельств на неравенство доходов оказалось неодинаковым в разных квантилях шкалы распределения. В частности, работа в столичном регионе или нефтегазовом секторе приносила наибольший выигрыш высокодоходным группам работников. В то же время родительское образование оказывало наименьшее и даже отрицательное влияние на заработки наиболее обеспеченных людей, что объясняется особенностями формирования современной российской элиты. Результаты исследования могут быть полезными при проведении эффективной социальной политики государства

Просмотров статьи: 34

Подробнее

Капитальные расходы бюджетов субъектов РФ: проблемы регулирования

Капитальные расходы бюджетов субъектов РФ: проблемы регулирования

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 2),

Институциональный взгляд на общественные финансы предполагает в первую очередь анализ норм, регулирующих бюджетные правоотношения, а также практик и результатов применения этих норм. Данная статья посвящена исследованию проблем регулирования и финансирования капитальных расходов бюджетов российских регионов. Бюджетные капиталовложения региональных бюджетов призваны обеспечивать воспроизводство материальной основы экономики и являются одним из важных факторов экономического роста. Повышение доли инвестиций в основной капитал в бюджетных расходах является условием общего повышения эффективности бюджетных расходов с точки зрения их мультипликативного воздействия на экономику соответствующей территории. Между тем, в 2015–2019 гг. доля капитальных расходов в совокупных бюджетах субъектов федерации на протяжении снизилась с более чем 14% в 2015 г. до примерно 12% в 2018–2019 гг.; также снизилась их доля в ВВП страны. Тревожная тенденция к снижению доли капитальных расходов в совокупных расходах заслуживает пристального внимания. Неравномерностью отличается и пространственное распределение региональных бюджетных капиталовложений, в котором доминирует относительно небольшое число субъектов федерации. Пытаясь объяснить низкую инвестиционную активность региональных бюджетов, приходится констатировать, что причина состоит не столько в отсутствии ресурсов или низких доходах. В подавляющем большинстве случаев российские регионы пренебрегают возможностями привлечения заемного финансирования, что было бы оправданно как раз в целях финансирования бюджетных капиталовложений. Пересмотр регулятивных норм, прежде всего разделение текущего и капитального бюджета, а следовательно и разграничение текущего и капитального дефицита при наличии возможности финансирования капитальных расходов целиком или частично за счет привлекаемых заимствований (но не исключая возможности трансферта из текущих доходов при их избыточности), позволили бы планировать капиталовложения и заимствования в комплексе, максимально используя доступные возможности финансирования для активизации бюджетных инвестиций.

Просмотров статьи: 27

Подробнее