г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 43, оф. 10
e-mail: info@hjournal.ru 
тел. +7(863) 269-88-14

scienceRU

Институт региональных стратегий в российской инновационной системе

Институт региональных стратегий в российской инновационной системе

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 3),

Цель статьи состоит в выявлении особенностей и проблем, характерных для региональных инновационных стратегий в России. Региональная инновационная стратегия трактуется как формальный институт, предназначенный для активизации инновационной деятельности в региональной экономике. Успешность реализации стратегий зависит от институциональных и ресурсных факторов, в том числе находящихся на более высоком, федеральном уровне. Но это не снимает проблемы оптимального дизайна региональной инновационной стратегии. В работе представлен краткий обзор исследований регионального инновационного развития в России. Для углубленного анализа текста инновационных стратегий были выбраны 6 регионов (Курганская область, Москва, Нижегородская область, Новосибирская область, Республика Татарстан, Ростовская область). Новизна предложенного подхода состоит в проведенном сравнении результатов анализа региональных инновационных стратегий с результатами изучения нарративов о региональной инновационной деятельности, высказанных акторами российской инновационной системы. Региональные стратегии инновационного развития нацелены на решение проблем развития инноваций, которые были выявлены разработчиками стратегий. Но, по сути, эти проблемы получили отражение и в нарративах акторов российской инновационной системы, изученных ранее. В работе обобщены эти проблемы и выявлены некоторые особенности, характерные для региональных инновационных стратегий выбранных регионов.

Просмотров статьи: 332

Подробнее

Особенности новых институтов в цифровой экономике

Особенности новых институтов в цифровой экономике

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 3),

В контексте современных тенденций развития социально-экономических систем: информатизации, интернетизации, сетеизации, цифровизации – актуализировалась проблема цифрового доверия и одновременно глобального недоверия. Глобальное недоверие А. Гутерриш позиционирует как одного из четырех «всадников апокалипсиса», угрожающего всему человечеству в настоящее время. Уязвимость позиций России в глобальном информационно-цифровом пространстве, выражающаяся в превалировании зарубежного (прежде всего – западного) программного обеспечения (ПО) и китайского «железа», кибератаках на стратегические объекты инфраструктуры, утечках и фактической незащищенности персональных данных населения (зачастую практически беспрепятственный доступ мошенников к персональным данным резидентов и нерезидентов), актуализирует необходимость укрепления национальной информационной безопасности и формирования новых институтов (цифрового доверия, экономической безопасности, искусственного интеллекта). На основе методов институционально- экономического, междисциплинарного, эмпирического обобщения, интерпретации новых экономических институтов и концептов, выдвижения и проверки гипотез и научного подхода к анализу новой цифровой социально-экономической действительности проведено исследование цифрового доверия вкупе с искусственным интеллектом и кибер-, информационной и цифровой экономической безопасностью. Результатами исследования являются, во-первых, подтвержденная взаимосвязь цифрового доверия и цифровой экономической безопасности; во-вторых, цифрового доверия и искусственного интеллекта; в-третьих, цифрового недоверия и институциональных ловушек в контексте искусственного интеллекта; в-четвертых, институциональные аспекты ИИ на примере Китая. Авторская гипотеза сводится к следующему положению: не формируются ли деструктивные институты и институционально-экономическое мышление в условиях цифровизации экономики и общества, созидания российской модели цифровой экономики с противоречивыми институтами? Новизна исследования заключается в уточнении определений института доверия, цифрового глобального недоверия, а также цифровых институциональных ловушек, уровня цифрового доверия (для бизнеса он отражается в построении системы доверия в цепочках поставок, измеряется в показателях уверенности пользователей относительно информационно-цифровых благ, в защите цифровыми организациями персональных данных, их конфиденциальности).

Просмотров статьи: 291

Подробнее

Ритуальная экономика, или сколько тратят на свадьбу в Средней Азии

Ритуальная экономика, или сколько тратят на свадьбу в Средней Азии

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 3),

В статье описаны ритуалы, образующие комплекс свадебных традиций в странах Средней Азии. Речь идет об обрядах (досвадебных, свадебных и после свадебных) и сопутствующих им тратах. Соблюдение традиций накладывает тяжелые финансовые обязательства на семьи жениха и невесты, загоняя их в кредитную кабалу и лишая экономического благополучия на многие годы. Почему же семьи участвуют в этом расточительном излишестве? Что движет ими? Насколько социальные нормы могут принуждать людей действовать вразрез с экономической целесообразностью? Статья фокусируется на декодировании института среднеазиатской свадьбы. В основе статьи лежат интервью со студентами из стран Средней Азии, обучающимися в Москве. Приезд в Москву свидетельствует о готовности принять ценности, условно называемые «западными». Представители вестернизированной молодежи критически оценивают экономику свадеб, не видя смысла в соблюдении традиций, обрекающих семьи на излишнее расточительство. По их мнению, воспроизводство ритуальной экономики обусловлено общественным мнением и основано на страхе семьи испортить репутацию. Свадьба превращается в акт демонстративной щедрости, что подтверждает социальный статус семей.

Просмотров статьи: 238

Подробнее

Профессиональные навыки и их оценка в новых институциональных условиях: дискуссии, проблемы и перспективы

Профессиональные навыки и их оценка в новых институциональных условиях: дискуссии, проблемы и перспективы

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 3),

Торможение социально-экономического развития на глобальном уровне, наблюдаемое в последние годы и отчасти обусловленное пандемией короновируса, ставит с новой остротой задачи развития человеческого капитала и навыков как его основы, а также выработки институционального дизайна соответствующих практических шагов. При значительных успехах в понимании важности общих навыков и их вклада в экономическое благополучие, профессиональные навыки, основа специфического человеческого капитала, зачастую остаются в границах обобщенных категорий формальной квалификации и стажа работы. Отсутствие общепризнанных систем измерения профессиональных навыков является существенным ограничением экономических исследований в области оценки отдачи от человеческого капитала, включая институциональные исследования. Предлагаемое исследование отчасти восполняет этот пробел, ставя цель определить место профессиональных компетенций в дискуссии о навыках, систематизировать современные разработки по поводу их измерения и выявить перспективы этой области с учетом возможностей, открывающихся благодаря современным цифровым технологиям, и связанным с ними институциональным трансформациям. Для этого был проведен анализ международного академического и экспертного дискурса, представленного в публикациях с 2013 по 2020 гг. Как показало исследование, при большом внимании академического сообщества к профессиональным навыкам (с точки зрения количества работ), дискуссия (в особенности, в части измерения) фрагментирована на отраслевые кластеры. Ведущая экспертная повестка в области навыков и их измерения тяготеет к обсуждению общих навыков и практически игнорирует проблемы измерения профессиональных компетенций за исключением некоторых цифровых компетенций. Основная дискуссия в области измерения профессиональных компетенций вращается вокруг традиционных подходов, которые, как правило, не могут обеспечить глубину, достоверность, масштабируемость, а значит сопоставимость данных, которые можно было бы подвергнуть систематическому экономическому анализу, тогда как новые цифровые инструменты еще не получили массового развития. Выявленные ограничения и разрывы в дискурсе поднимают вопросы как о развитии измерения профессиональных компетенций в традиционном формате экзаменов и тестирований, так и о необходимости поиска новых способов оценки владения и использования профессиональных навыков, которые могут оказаться важными для понимания современных институциональных трансформаций на корпоративном, национальном и глобальном уровне.

Просмотров статьи: 270

Подробнее

Общественный договор в России: до и после 2022 года

Общественный договор в России: до и после 2022 года

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 3),

В статье рассматривается проблема кардинального пересмотра общественного договора (ОД) между российским обществом и верховной властью, которая возникла в результате глобальной трансформации геополитической системы в 2022 году. Начавшиеся сдвиги знаменуют кардинальную смену режима управления страной – с зависимого (колониального) на независимый (суверенный). Предметом статьи являются общие контуры, содержание и логика нового ОД, методологической основой – институциональная теория, парадигма исторических нарративов и философские концепции социальной направленности. Пересмотренный ОД включает следующие требования: новая идеология; определение экономического строя страны; обеспечение профессиональных социальных лифтов и персональной ответственности; интеграция Банка России в общую систему государственного управления; дебюрократизация экономики; борьба с крайними формами неравенства; прекращение неконтролируемой иммиграции; введение ответственности за политический саботаж. Несущей конструкцией нового ОД выступает идеология Русской Цивилизации, которая определяется посредством раскрытия следующих вопросов: понятие, лозунг, экономические и социальные основы, философские основания, ценности, международный статус и внутрироссийское восприятие. Для определения отношения россиян к идее Русской Цивилизации был разработан метод стихийной беседы, который позволил установить «эффект психологического треугольника», суть которого состоит в наличии трех фаз восприятия идеи – отторжение, принятие и использование.

Просмотров статьи: 300

Подробнее

Лесной комплекс России за годы реформ: больше законов, но меньше порядка?

Лесной комплекс России за годы реформ: больше законов, но меньше порядка?

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 3),

В статье обсуждается влияние роста интенсивности нормотворческой деятельности в лесном комплексе России на эффективность отрасли. Подсчеты показывают, что только за последние полтора десятка лет различными министерствами и ведомствами было принято не менее 400 нормативных документов, регулирующих самые различные сферы лесных отношений. Между тем, даже без анализа статистики очевидно, что столь бурная нормотворческая деятельность вряд ли приводит к процветанию национального лесного комплекса, и уж точно мало способствует решению важнейших проблем лесного хозяйства, что особенно заметно на фоне неуклонно, год от года растущего масштаба лесных пожаров и сопутствующего им ущерба. Предложен способ реконструкции длинного временного ряда объемов лесозаготовки из официальной статистики по вывозке древесины, которая была доступна до 2009 года. На примере регионов Сибири по данным за 2005–2020 гг. построены регрессионные модели панельных данных, дающие свидетельства в пользу того, что интенсивность нормотворчества отрицательно влияет на объемы лесозаготовки. Предложено фундаментально пересмотреть подходы к регулированию лесной отрасли, отказавшись от принятия избыточных нормативных актов в пользу соучастия государства в решении накопившихся за многие десятилетия проблем российских лесов.

Просмотров статьи: 206

Подробнее

Теоретико-игровой подход к моделированию коллективного стимулирования труда региональных гражданских служащих в России

Теоретико-игровой подход к моделированию коллективного стимулирования труда региональных гражданских служащих в России

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 3),

В настоящее время на социально-экономическое развитие субъектов РФ оказывает сильное негативное влияние ряд внешних факторов (в частности, санкционное давление со стороны США и стран ЕС, пандемия новой коронавирусной инфекции). Поэтому руководитель практически любого российского региона вынужден выполнять функции антикризисного менеджера. Современная система стимулирования труда гражданских региональных служащих может способствовать повышению эффективности государственного управления, а в итоге – обеспечению социально-экономического развития субъекта РФ. Авторский подход по данному вопросу основывается на одновременном применении ряда современных научных методов, а именно индексного, нейросетевых технологий и математической теории игр. Применение нейросетевых технологий позволяет объективно оценить достигнутый уровень социально-экономического развития субъекта РФ. Учитывая позитивный зарубежный (сингапурский и южнокорейский) опыт в сфере реформирования государственной службы, предлагается поставить в прямую зависимость размер коллективных стимулирующих выплат (премиальный фонд) региональных гражданских служащих от достигнутого уровня социально-экономического развития субъекта РФ. В свою очередь, это подразумевает разработку иерархической системы коллективно- индивидуального стимулирования труда региональных гражданских служащих. В ходе построения теоретико-игровой модели обеспечивается корректное установление взаимосвязи уровня коллективных стимулирующих выплат региональным гражданским служащим и социально-экономического развития субъекта РФ. После экспериментального уточнения параметров теоретико-игровой модели имеется возможность ее практического применения для стимулирования труда региональных гражданских служащих в России. Внедрение авторского подхода в практику регионального управления, во-первых, позволит скоординировать деятельность министерств и ведомств, а во-вторых – усилит контроль целевого расходования бюджетных средств на премиальные выплаты гражданским госслужащим.

Просмотров статьи: 290

Подробнее

Эффективность госзакупок и роль конкуренции

Эффективность госзакупок и роль конкуренции

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), , Том 14 (номер 3),

Статья посвящена обоснованию причин высокой сложности получения корректных выводов по поводу эффективности государственных и муниципальных закупок с учетом действующих формальных правил в государственной контрактной системе. На уровне нормативных актов эффективность подменяется экономией и результативностью – понятиями, имеющими иную смысловую нагрузку и не позволяющими обратить должное внимание на масштабы трансакционных издержек, генерируемых при заключении и исполнении контрактов. Поскольку оценка эффективности госзакупок вне интересов конкретных акторов не имеет экономического смысла, достижение показателей, определенных в Бюджетном кодексе РФ, не позволяет сделать выводов, в каком направлении двигаться дальше и как интерпретировать полученные результаты. В этом случае контроль эффективности удовлетворения общественных потребностей подменяется контролем достижения метрик (псевдоцелей) и соблюдения процедурных норм, что обеспечивает рост влиятельности контрольных органов. Многообразие параметров контроля создает проблему неблагоприятного отбора персонала контрактных служб заказчиков и сказывается на качестве закупаемой продукции. Конкуренция на квазирынке, основанная на директивных технологиях взаимодействия продавца и покупателя, позволяет обеспечить видимость справедливости сделок, но не рост эффективности или экономии общественных финансовых ресурсов с учетом трансакционных издержек. Справедливость порядков, направленных на защиту конкурентов друг от друга, не позволяет формировать взаимодействия в контрактной системе, основанные на отношениях доверия, задействовать механизмы репутации поставщика, а также налаживать долгосрочные хозяйственные отношения. Делается вывод о целесообразности для развития контрактной системы России законодательного определения эффективности госзакупок с указанием критериев ее достижения или отказа от процедурного регулирования.

Просмотров статьи: 372

Подробнее